Синие

Попытаюсь разобраться в оттенках синего, как их получать и где использовать. Вынудили на это трудность с цветами из синей области спектра, получающимися у меня скучным и не естественными.

В используемой мной Ладоге два синих пигмента — фталоцианин синий и ультрамарин. Оба дешевые и распространенные. Выпускаются в чистом виде с небольшой примесью белил, думаю для придания плотности и матовости. Все остальные шесть тюбиков синеватых оттенков в палитре — смеси этих двух между собой, так же с фиолетовым и зеленым.

На белом пластике сделал пробы, учитывая полупрозрачность краски — показана максимальная доступная яркость. Цветопередача примерная, надеюсь достаточная для понимания отношения цветов между собой.

Фталоцианин синий

Индекс пигмента p.B.15:3, это сине-зеленый цвет. Краска на его основе интенсивная, полупрозрачная и полулянцевая. Во всех цветах палитры Ладоги присутствует

Это современный пигмент, получен в тридцатых годах прошлого века. Его выпускают в зеленом цвете (p.G.7) и в широком ассортименте синих оттенков (p.B.15). Пятнадцатый синий синтезируют в диапазоне цветов от сине-зеленого до нейтрального синего с красноватым отблеском, через двоеточие обозначен вариант пигмента. Фталоцианины меди крайне интенсивного тона, производители красок добавляют наполнители что бы пригасить это.

Синий ФЦ разбеленный белилами

Цвет сильный, осветленный не теряет сочности. Первый квадрат в правом ряду с минимальной добавкой белил для приглушения насыщенности.

Зачернение: слева черной и серым, а справа комплементарным оранжевым

Добавка черного (p.Bk.7), либо серой смеси полученной из белил с черным, дает на выходе более выраженный зеленоватый оттенок в синем. Оранжевый (p.O.73) же обесцвечивает синий, убирая зеленоватые отблески в нем и делая его темней. Смесь с комплиментарным получается более укрывистой чем составляющие ее цвета, в правой группе первый квадрат показывает синюю ФЦ затененную малым количеством оранжевой, второй равные пропорции обеих красок дающие нейтральный черный, третий — осветленный белилами такой черный, видно что он получается без явного перекоса в синий либо оранжевый.

Читал совет использовать английскую красную (p.R.101) в качестве комплементарного, но не проверял это пока.

Cлева сместь с зеленой ФЦ, в центре с фиолетовой темной, а справа — розовой темной

Отлично смешивается с родственной зеленой ФЦ, естественно сильней сдвигает цвет в сторону зеленого. Производитель выпускает два тюбика такой смеси — бирюзовая и  изумрудная, обе краски уже сильно разбеленые, запас насыщенности фталоционинов позволяет делать такую яркую и светлую краску.

С фиолетовой темной (p.V.23) выдает сине-фиолетовый, близкий к ультрамарину но темней, плотней и еще менее насыщенней. В Ладоге есть тюбик с ней, незамысловато называется — синий.

Розовая темная (p.R.122, красно-фиолетовый) предсказуемо дает очень слабый фиолетовый. На примере разбеленный цвет, для наглядности.

Не стал рассматривать результат смешивания с красно-оранжевым, там точно будет темный и сильно блеклый фиолетовый, грязноватый коричневатый. Желтый цвета тоже мимо, они выдают целый спектр слабых зеленых.

Ультрамарин

Индекс пигмента p.B.29, сине-фиолетовый. Гораздо менее интенсивней и немного менее укрывистей чем синий ФЦ.

Синтетический пигмент, полученный в начале девятнадцатого века для замены одноименного дорого пигмента получаемого из полудрагоценного лазурита. Считается что этот заменитель немного темней и фиолетовей натурального.

Ультрамарин разбеленный белилами

Цвету не хватает запаса насыщенности (сравнивая с ФЦ). Малое количество белого придает ему некоторую плотность, но при значительно осветленнии — обесцвечивает, становится близким к светло-серому и уводит в выраженный фиолетовый тон.

Зачернение: слева черной и серым, а справа комплементарной охрой золотистой

Черный пересиливает, приятно выглядит лишь незначительно зачернение. Небольшое количество уплотняет тон, но осветлять такую смесь вряд ли стоит — цвет исчезнет. Комплементарная охра золотистая (p.Y.42) дает темно-серый с зеленоватым оттенком, посветлей тоном чем затемненная комплементарным синяя ФЦ.

Cлева сместь с зеленой ФЦ, в центре с розовой темной, а справа — красной и оранжевой

Эта краска себя отлично проявляет себя вместе цветами спектра от красно-фиолетового до оранжевого, выдавая великолепные оттенки фиолетового. С зеленым получится лишь темно-изумрудный (благодаря доминирующей роли зеленой ФЦ).

Остаточный синий

Слева зеленый ФЦ с фиолетовой темной, справа — он же с розовой темной (красно-фиолетовый)

Слабый темно-синий получается из смеси зеленого с фиолетовым и красно-фиолетовым. Доставать синий из подобных красок имеет смысли только при использовании ограниченной палитры с этими цветами.

Другие производители красок

Производство акриловых красок во всем мире весьма однородно, как и во многих других областях удачные решения распространяются на всю отрасль. Касательно синих — фталоционин меди крайне хорош как в роли пигмента, так и в качестве красителя. Он встречается повсеместно, но одним сине-зеленым пигментом весь спектр не перекроишь, нужен еще сине-фиолетовый, в роли которого часто выступает двадцать девятый синий — синтетический ультрамарин.

Краски позиционируемые как дешевые ученические или для декоративно-прикладного творчества — обходятся этими двумя пигментами. В сериях качественных художественных красок набор синих пигментов увеличивается и причины этого разнообразны. Трудно обосновать это попыткой закрыть дыру в палитре, те два базовых пигмента перекрывают все нужды, здесь скорей дело отчасти в рабочих качествах как например прозрачность пигмента, или его совместимости с медиумом, так и в потребности покупателей ищущих привычную проверенную краску, которая часто упоминается другими художниками и в книгах, например берлинская лазурь.

Касательно миниатюр считаю двух самых базовых синих достаточно, нет смысла искать другие пигменты.

Проверяя свои мысли нашел в сети перечень пигментов в красках Vallejo Model Color, отличие от ладоги лишь в двух версиях пятнадцатого синего. Судя по выкраскам и по опыту у цитадели аналогичная картина. В Maimeri Polycolor, краска распространенная в тульских художественных магазинах, примерно тоже что в Ладоге.

Пробы в цифре

Сравнил различные оттенки цветов в более свободной манере и прикинуть как этот цвет может меняться в различных обстоятельствах. Колориметрией не заниматься, делать примерно.

Примерное положение Голубой ФЦ и Ультрамарина на цветовом спектре, видно что первый цвет соответсвует голубой части, а второй синей.

Синий (он же сине-фиолетовый) занимает малую часть длины световой волны, совсем немного ему до соседних фиолетового и голубого, что значит промежуточных цветов от него получается мало, и ценен синий сам по себе. С голубым (сине-зеленый) другая история, от него далеко находится зеленый (на картинку даже не влез) и между этими цветами влезает множество оттенков, ключивые: бирюзовый, циан и изумрудный.

Работать удобней с богатой голубой частью спектра, синяя же ограниченна и легко скатывается в фиолетовый. Ниже чуть осветленный и обесцвеченный спектр иллюстрирует это — насыщенный синий пропадает, на его месте лишь сиреневые и фиолетовые, голубой же читается богатой серо-голубоватой палитрой.

Есть смысл сравнить эти два цвета в различных в проявлениях, вероятно поможет понять что-то. Посчитал удобным сравнивать нарисованные кубики, так наглядней поведение цвета на свету и в тени. Два момента требующие упоминания:

В этих тестовых кубиках тень по отношению к свету занимает половину пути к черному, как бывает при усредненном дневном освещении. Чуть подробней это значит что диапазон тона на светлом материале больше чем на темном, и что тень светлого не будет чересчур зачерненной. Больше об визуализации у Скота Робертса стоит почитать. Стараюсь следовать этому в миниатюре, хотя часто поддаюсь искушению делать отношение более контрастным, что мне кажется лучше смотрится в живую, но менее естественно на фото.

Насыщенность цвета и небольшие колебания оттенка зависят от освещения, цвета при условном дневном освещении как есть показаны, теплый свет приглушает синие, немного смягчает и желтит теплые и дает ахроматическим цветам выраженный красноватый или желтоватый оттенок, холодный наоборот глушит теплые, смягчает холодные и добавляет голубоватый оттенок. Джеймс Гарни подробней про влияние света рассказывает. В миниатюрах этого увы не применяю, но если хочу научиться красить качественней прийдется учитывать, а в случае росписи направленного света (OSL) тем более. В кубиках ниже влияние освещения не учитывал.

Голубой (сине-зеленый)

Это упрощенная визуализация, вероятно так бы цвет повел себя на миниатюре в идеальных условиях.

Пробую различные состояния этого цвета, первый кубик слева — уменьшаю насыщенность. Приглушенный цвет на свету, но более насыщенный в тени делает похожим это пробу на потертую джинсу или выгоревшую ткань. На миниатюрах крася от темного к светлому часто перебарщиваю с высветленнием, в тени оставляя насыщенный темно-синий, а в свет добавляю все больше белили, которые помимо прочего постепенно съедают цвет. Этого стоит избегать, если цель конечно не состаренный материал, хотя в определенных условиях крайне насыщенная тень сработает, например если необходимо выделить именно теневую часть.

Рядом с ним серо-голубой кубик, выглядит обесцвеченным полностью, но это не так. Если тень на такой пробе была бы теплей или наоборот — глазу стало бы с чем сравнивать, синий оттенок серого проявлялся наглядней, да и естественней подобное изменение света. Важно с серыми, даже подкрашенными учитывать, симультативный контраст. В данном случае, в окружении синих, в сероватом кубике проявляется комплементарный оранжевый который закладываясь на голубой — еще больше обесцвечивает его. Интересно сравнить как могло быть — вот. Малое количество голубого в сером не делает лучше, важен контекст.

Следующий кубик — добавил каплю зеленого, показать что даже самый маленький сдвиг влево по спектру кардинально изменяет настроение цвета. Чем светлей эти сложные сине-зеленые, тем явственней синева в них, чем теменей — заметней зеленое.

Далее темно-синий, признать самая сложная для меня группа цветов, которые еще ни разу не получался в миниатюре. Предполагаю причины в трудности соблюсти слабый контраст между светом и тенью, не перебелить, и в удержании необходимого уровня насыщенности цвета. Снизишь насыщенность — получишь серый цвет, оставишь чрезмерно насыщенным и темным — черный. (Пример высветление насыщенного темно-синего светло-серым)

Далее вклинился обыкновенный голубой куб, но с высветление белым под глянец. Хотел проверить как смотрится высветление синего в идеальном случае, добавление чистого белого. Выглядит искусственно, для отрисовки голубоватого свечения подойдет на отлично, но в качестве света материалов приятней смотрится свет уведенный немного в сторону по спектру.

На последним отобразил яркое выделение края цветам чуть сдвинутым в зеленый, а тени подвел красным (фиолетовый оттенок в тенях появился). Конечно желательно изучать цвета в контексте, но даже в таком изолированном виде заметно что введение оттенков в свет и тень сильно его обогащают. В миниатюре это конечно сложно, очень все мелко и часто приходится упрощать цветовую растяжку, но если получится не запутаться и соблюсти необходимые контрасты по тону, цвету и насыщенности между светом и тенью — результат выйдет максимально приятным.

Синий (сине-фиолетовый)

Его в цифре не трудно выделить и нанести на плашку, но в живую красками повторить это крайне сложно. Цвет не стабильный и в виду своей редкости немного химозный.

Условный ультрамарин, он же синий.

Придумал только три применения этому, первое разбавлять голубой что бы попытаться найти усредненный синий, второе получать богатую палитру фиолетовых оттенков (Голубой из-за большого количества зеленого, и небольшого желтого в нем не подходит для этого). Третье не очевидное — получать интересный серо-фиолетовый простым выбеливанием синего, такое свойство этого цвета пригодиться при отрисовки телесного.

Слева осветление белым, справа градиент фиолетового.

На практике

Сделал лишь сравнение ФЦ и Ултрамарина, что дало понять как сильно по разному ведут эти две краски при нанесении в миниатюре. Ультрамарин на удивление оказался послушней, ложился ровней. Голбая ФЦ мало того что блестит, так еще часто накладывается разводами.

Учел что красил ранее синим при этой попытки разбора (работал преимущественно пятнадцатой синей), что то сверх того специально для заметки не стал делать.

Анализировать как эти цвета применяют выдающиеся миниатюристы и художники пока не вижу смысла, стоит разобрать остальные цвета, лишь затем смотреть как их используют другие, ведь никто не расписывает миниатюрки изолированно в синий, важно окружение.

Вывод

Необходимо закончить, подытожив кучу текста выше. По пунктам:

  • Голубая ФЦ основная синяя краска, но она слишком ядреная поэтому никогда не использовать ее в чистом виде, приглушать насыщенность и лишь затем красить.
  • Ультрамарин смешивать с фиолетовыми и красными, голубую ФЦ с зелеными.
  • Оранжевый вместе с голубой ФЦ дает темный серый оттенок, вполне достаточный для замены черного.
  • Высветление чистым белым, как и затенение черным портят синий.
  • Темно-синий воспринимается как черный или близкий к нему, светло-голубой как родственный белому.
  • Синий в целом самый нейтральный из цветов (Наверно потому как он присутствует везде, это цвет неба отражающегося вокруг нас в огромном количестве материалов, в любое время года. Это цвет тьмы.)

Бонус:

«Синий. История цвета» Мишель Пастуро

Не мог пропустить эту отлично вписывающуюся в тему книгу. Пастуро обьясняет этапы появления и развития синего цвета в западном мире, восприятия его людьми разных эпох. Он подробно останавливается на применении синих красителях и моде на окрашеные ими ткани, уделяет внимание эволюции символического значения этого цвета.

Несколько выписок:

  • Не существует транскультурной истинности цвета.
  • Красный наиболее древний краситель, в течение нескольких тысячелетий окрашивание тканей — это окрашивание преимущественно в красный цвет. Факт, находит подтверждение в латинском языке: слова coloratus (окрашенный) и ruber (красный) — синонимы.
  • Длительное время в большинстве индоевропейских социумах у белого было два антагониста — красный и черный. Можно определить восприятие красного как окрашенной ткани, белой — не окрашенной, чистой и первозданной, а черной — некрашеной и запачканной, грязной.
  • Две основные шкалы измерения цвета в древности и Средневековье — яркость и насыщенность.
  • Синие и зеленые с желтыми конечно существовали, но им не было места в плане символики. (красный, белый и черный перекрывали все нужды)
  • Кельты и германцы употребляли вайду (синильник) в качестве синего красителя. На Ближнем Востоке, Африке и Азии — индиго. Все это растения, при этом индиго гораздо насыщенней и более стойкий. Там где растет индиго еще в древности появилась мода на синие.
  • Библия не дает нормальные данные о цвете, переписывая и переводя авторы часто добавляли предмету и явлению цвет, который в их время связывали с подобными вещами.
  • Красители получаемые из моллюсков сильнейшим образом изменяют цвета со временем.
  • Лазурит, он же ультрамарин — применялся в живописи, добывается в далеком Афганистане и Иране. Пигмент из него получить трудно, кроме того что этот твердый камень необходимо измельчить, так его еще надо очистить от белых и желтоватых прожилок серного колчедана (древние думали это золото). Греки и римляне растирали не очищенный, получался только грязный синий. В Средневековой Европе изобрели способ очистки с применением воска и вымачивания измельченного камня.
  • Ультрамарин не блекнет на свету, но не годится для обширных поверхностей(?), кроме того из-за дороговизны художники вынужденно покрывали лишь ту часть изображения, которая должна привлекать к себе большее внимание.
  • В противовес ему в Средние Века и Античность получил распространение более дешевый пигмент — медная лазурь. Это минерал, основной карбонат меди, встречающийся в природе не в виде камня, а в виде кристалла. Он не светостойкий, часто меняет цвет в сторону зеленого, темнеет и обесцвечивается. Труден в производстве, слишком мелко истолчешь — блекнет, круно — плохо сооед. с связующем и получится зернистая поверхность. В Античность его добывали в Армении, Кипре и на Синайском полуострове. В средневековье в горах Германии и Богемии, т.н «горная синева».
  • Древние изготавливали искусственные краски — медные опилки с песком и поташем (щелочью). Египтяне на основе подобных силикатов меди создавали синие и сине-зеленые оттенки дивной красоты. Вдобавок покрывали их прозрачной глазурью, делающих покрашенные вещи похожими на драгоценности. Они считали что синий приносит благополучие и отгоняет злые силы, поэтому он наряду с зеленым (ему похожее приписывали) присутствует в гробницах.
  • У греков синий встречался гораздо реже, для них основными были красный, черный, желтый и белый (стоит к ним еще золотой добавить). Для римлян синий — мрачный, восточный, варварский цвет. Им пользовались редко и неохотно. Плиний Старший писал что лучшие живописцы используют только четыре краски: белую, красную, жетую и черную. Исключение только мозайка, прийдя с востока она принесла более разнообразную цветовую гамму, в которой больше зеленых и синих цветов. В ней синий не только цвет воды, но часто и фон, нередко даже символизирует свет.
  • Римляне считали синий враждебным и вульгарным, даже голубые глаза признавались недостатком внешности.
  • Раннее христианство не использует синий (активно в витражах появляется после XII века), главным цветом для церкви определяется белый (хотя убогость методов окраски не позволяла добиваться в те времена белоснежности).
  • Авторы Античности и раннего Средневековья игнорируют синий или уделяют ему минимум внимания в трактатах о цветах и тп.
  • В IX — XII веках в церкви шла борьба за определения понятия цвет, т. н. хромофобы и хромофилы. Хромофобы считали его не разновидностью света, а родом материи — вещи бесполезной и презренной в духовном плане. Вообще свет в средневековой теологии — явление которое одновременно и видимо и нематериально (свет — это зримость неизреченного, а значит эманация божества). Суть спора, если цвет это свет — то такое хорошо и богоугодно (ничего не может быть слишком прекрасным для дома божьего, кстати для них синева — цвет света божья и неба, как считали хромофилы), но если на оборот — мерзостное украшательство которому не место в храме.
  • С XI-XII синий становиться атрибутом скорби богоматери (этот цвет фигурирует часто на мафории, реже на тунике, или совсем редко вся ее одежда синяя.) В эпоху барокко мода меняется, тогда золотой становиться цветом богоматери, сияние лишь для обозначения божественного света. (это продержится до середины XIX века) С принятием догмата о непорочном зачатии девы Марии ее цвет станет белым (с которым и ассоциировался во многих епархиях западного мира еще с пятого века).
  • В геральдике с XII века появляется лазурь (условный синий, роль такого название обозначить категорию). Его популярность растет, если в начале он встречается лишь на одном из двадцати гербов, то к XV веку уже на каждом третьем.
  • Возрастание популярности этого цвета совпадает с возрастающими возможностями технологий, сначала стекольщики получили удовлетворительный синий, потом немного подтянулись пигменты, но когда красильщики научились получать ровный насыщенный синий и началось промышленное культивирование вайды, вот тогда пришел настоящий интерес к цвету.
  • Вайда — дикорастущие растение произрастающее во многих регионах Европы, краситель на ее основе практически не требует закрепления. (с красными подобную процедуру приходиться проводить по несколько раз)
  • Изготовление краски из ее листьев — долгий и сложный процесс. Собранный листья перемалывают в спец мельнице, полученную массу 2-3 недели выстаивают, затем из нее формируют шары 15-16 см в диаметре. Потом эти заготовки долго сохнут под навесом на решетчатых лотках, через несколько недель эти заготовки продают торговцу вайдой, который превращает эти заготовки в краску.
  • Существовал конфликт между производителями красной и синей красок, однажды в Тюрингии торговцы мареной просят витражных дел мастеров изобразить чертей в синих одеждах, что бы дискредитировать новую моду.
  • В Средние Века существовало отвращение к смешиванию и смесям. Смешивать, сливать, сплавлять или спаевать воедино — часто воспринималось как дьявольское нарушение, ибо оно нарушает порядок и природу вещей установленную творцом. На тех кто это делает, как аптекари и кузницы — смотрят с опаской как на мошенников, да и сами они применят смешивание с опаской, например красильшики не смешивают краски для получения новой, наслаивать — сколько угодно, но не смешивать!
  • В те времена не менее высоко чем сам цвет — ценили его насыщенность и яркость.
  • Восхождение синего разрушило привычную трехполюсную модель (ранее желтый считался белой разновидностью, синий — черной и тп.) Теперь зап. обществу требуется шесть цветов — белый, черный, синий, красный, зеленый и желтый. Красное — синие оформились как антагонисты (XIII век).
  • Мода на черный начавшаяся в XIV веке подстегнула и моду на близкий ему синий.
  • Идеологи реформации были благосклонны к сниму, ведь этот цвет отсутствовал в католической литургии.
  • В XVIII веке благодаря достижениям в науке (Ньютон) цвет стал управляемым и поддающимся измерению. Тогда он начал выполнять в произведении функции в которых ему ранее было отказано — упорядочивающие, выделяющие и иерархирующие. Кроме этого цвет может показать того что не может рисунок
  • В том же веке синий занял свое место в общественной символики — цвет прогресса, просвещения, заветных чаяний и желанных свобод человека.
  • Вайда была постепенно вытеснена Индиго, более дешевым (к тому веку в связи с открытием Нового Света и рабскому труду на его сборах с плантаций) и качественным красителем.
  • Индиго добывают из листьев индигоноски, кустарника растущего в Индии и на Среднем Востоке. Красящее вещество, индиготин, получают их верхних молодых листочков. Оно предает тканям настолько насыщенный и стойкий синий цвет, что красильщику почти не приходится использовать протравку, что бы закрепить краску в волокнах ткани. Единственный недостаток такой краски — ее матовость. Известна с античности, но в Древней Греции ее считали камнем, называли лапиз индиго.
  • В 1878 немцы синтезировали и начали производить в промышленном масштабе искусственный индиготин. (на знаменитой BASF — бадише анилин унд зода фабрик)
  • Прусская синь, она же берлинская лазурь — искусственная краска изобретенная в 1708 году, сине-зеленого оттенка. (Берлинская лазурь разрушается от щелочи, из-за этого не совместима с некоторыми основами красок)
  • До XVIII века голубые, светлые оттенки синего были не в почете у знати, их носили больше крестьяне. Бедные одевались в серо-голубой выцветшей и некачественно окрашенной ткани. В первой половине того века сначала среди женщин, затем мужчин — появляется и мода на голубые, иногда совсем светлые, именно в то время языки обогащаются названиями светло-синих цветов.
  • Романтизм сделал синий цветом любви, меланхолии и мечты. Цвет затуманенного рассудка.
  • Интересна ассоциации с пьянством во многих языках, у немцев есть «blau sein», что значит «быть в подпитии», у англичан и американцев «The blue hour», это обозначение времени когда заканчивается рабочий день и мужчины вместо дороги домой идут в бар на час, запить огорчения рабочего дня
  • Во времена Великой Французской революции сформировались современные политические цвета. Тогда же синий стал предпочтительным цветом в униформе, а занчительно позже из-за зависимости от ввоза индиго Англией во Франции отказались от синих штанов вынуждено заменив их на знаменитые красные.
  • C 1920-х годов бум темно-синих тканей. Во многих местах мира он потеснил или даже заменил черные цвета, превращение черного в тесно-синий — одно из центральных событий в истории одежды XX века. (синий другой черный) Особенно выделяются джинсы, им синий во многом обязан популярности последнего времени (где-то с 1950х).
  • Соц опросы за прошедшие сто лет показывает неизмеримую популярность синего цвета в западном мире. Вероятно причина этого в размытости символического значения, гораздо большей чем у других цветов. Это нейтральный цвет, синий не отталкивает и не шокирует.
  • Такое явление как цвет в разных культурах определяют, понимают и примиряют к жизни по разному. Например у японцев важней не цвет а его отражающие свойства, матовый он или блестящий.
  • В большинстве социумов черной Африки цвет не воспринимается как нечто существующее само по себе, не как феномен обусловленный исключительно зрением. Цвет у них ощущается в неразрывном единстве с другими органами чувств (сухой цвет или мокрый, мягкий или жесткий, гладкий либо шершавый и тп.). Кроме того у многих этносов Западной Африки хроматическая культура зависит от пола, возраста и социального статуса.
  • Это умиротворяющий цвет, призывающий к согласию. Недаром все крупные международные организации выбрали себе эмблемы голубого или синего цвета (когда-то Лига Наций, а в наши дни — ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Европейский союз и другие)
  • В настоящее время синий считается самым холодным цветом. В абсолютном смысле, конечно же, нее существует теплых и холодных тонов, это чистейшая условность меняющаяся в зависимости от времени и места. В средние века и эпоху Возрождения в Европе он считался теплым цветом, иногда даже самым теплым из всех. (От сюда и вывод что картины старых мастеров не надо рассматривать исходя из тикущих представлений о цветах, иначе выводы окажутся ошибочными.)

Наткнулся в стороннем блоге на обзор синих и голубых красок, точней выписки о них из мемуаров Надежды Беленькой «Тайны постижения живописи».

Teufelsfarbe (нем.) — дьявольская краска, как называл синий некий знатный немец из Средневековья. Это слово стоит запомнить)

На последок хочу сказать что написал заметку как шмог.

2018   как?   Ладога
Популярное