Rose debug info
---------------

мутатавви’а, пошаговый покрас

Возвращаюсь к проекту варбанды для Саги, записал давно запланированный процесс росписи:

В третий раз покрасил военачальника мутатавви’а — на этой фигурке возможно показать все приемы используемые в покрасе варбанды и она мне хорошо знакома. Напрягало повторение сделанного, но так легче вернутся к незаконченному проекту.

Палитра

Использовал краски Ладога, дешевый студенческий акрил. Подбирая цветовую гамму ограничил себе доступный цветовой диапазон, его основа — комплементарная пара голубого с оранжевым, в дополнение к которой позволяю небольшой движение в сторону желто-оранжевого и красно-оранжевого. Проект планировался с более широкой палитрой, был доступен и вторичный серо-зеленый, но на практике решил упростить.

Для реализации этой гаммы взял четыре цветных тюбика — оранжевую, голубую ФЦ, охру золотистую, красную. Из первых двух в большинстве случаев мешал темно-серую. К ним добавил титановые белила и сажу газовую, которую использовал только при росписи металлов.

Оранжевый, голубая ФЦ, охра золотистая и красный. Справа — титановые белила, сажа газовая. Наглядно.

У Джеймса Гарни стоит прочитать про выбор цветовой гаммы посредством ограничения доступного цветового диапазона, о смешивание красок Майкл Уилкок подробно рассказал. Название книг — тут.

Покрас

После подготовки миниатюры (зачистка, установка на штифты и полировки везде куда пролезла стальная вата) задул серым грунтом Vallejo, светло-серый по факту, и приступил к росписи:

Ниже представлены ключевые шаги с плашками намешанных под них оттенков.

Телесный

Предпочитаю с лица начинать, как с самой важной фокусной точки в этой фигурке, и подгонять относительно результата оттенки других частей миниатюры.

Примерный цвет телесного — разбеленный ненасыщенный оранжевый (розового-оранжевый, так проще). Наш глаз различает богатый набор оттенков розовых от желто-оранжевых до красно-фиолетовых, и в цвете кожи белого человека мы с легкостью разглядим небольшие изменения — покраснения кожи, бледность, желтизну, легкие синяки и т. д. Необходимо понимать причины по которым кожа человека меняет оттенок и переносить наиболее значимые изменения в миниатюру, только тогда она станет немного похожа на живую. Стараюсь следовать следующему принципу: места где кости близко к коже крашу чуть более желтоватыми, обычно это не затруднительно — такие поверхности уже являются важными фокусными точками (лоб, скулы, коленный и локтевой суставы) и так или иначе их необходимо выделить. При условном дневном освещении градация цвета кожи идет от коричневого (по факту ненасыщенный оранжевый или даже красно-оранжевый) в тени, до пожелтевшего оранжевого на свету.

Поверх этой базы адресно ввожу красноватые и синеватые оттенки, обычно на выступающие части (нос, уши, пальцы, локтевые и коленные суставы), области вокруг глаз и рта, пигментации и травмы, а так же на сдавленную плоть (сжатый кулак, или часть пятки придавленная собственным весом тела).

Цвет конечно важен, но тон считывается первым делом и ошибка с ним наиболее заметна. Кожа у белого человека крайне светлого тона (проще — светло-серый), чаще светлей лишь белые, и самые светлые из цветных оттенков. Необходимо выдерживать это относительно остальных тонов на миниатюре, перебелишь ее — получится неестественный мелованный материал. Сделаешь темней, до уровня серого или темно-серого тона — выйдет темная загорелая кожа в лучшем случае. Как и у всех светлых тонов, внутренний контраст между светом и тенью в телесном относительно длинный, стоит смело брать различные коричневые уровня сиенны жженой для тени.

Использовал для их получения все цвета палитры, кроме черного.

Телесный намешан из белил, оранжевого и капельки голубого, что бы пригасить цвет. В высветление добавляю больше белили и охры золотистой, а красный и голубой ФЦ использую для тонировки.

Ошибся с ракурсом фотографий — камера снизу дала сильные искажения портящие лицо фигурки. финальная, целиком и с более приятного ракурса.

Крашу пачкая окружающие поверхности, так быстрей. В данном проекте работаю от темного к светлому, но стараюсь отойти от этой практики, трудно контролировать локальный цвет так.

В несколько слоев покрыл все базовым коричневатым цветом (приглушенным темно-оранжевым), который затем высветил до локального тона, самого насыщенного в цветах телесного — розово-оранжевого. Осталось лишь подчеркнуть грани лица и его фокусные точки (кончик носа напр.) разбеленным желто-оранжевым. Деликатная тонировка носа красным и век голубым прибавила жизни лицу, делаются это красками разбавленными до консистенции подкрашенной воды, в два-три подхода. Глаза покрасил серым полученным из базовых комплементарных цветов, такой цвет гармонирует с телесным, так как состоит из тех же пигментов. Зубы сделал аналогичным цветом, но с добавление охры. Поставил темную точку в глаза и прорисовал намек на отдельные зубы. Сделал бороду и наложил подкладку под будущие белые тряпки — посмотреть получилось лицо или нет.

Белый

Сложный цвет для работы, внутренний контраст в нем максимальный.

Высветление белого одной картинкой, последняя — приглушаю синеву лессировками охрой и оранжевой.

Использовал комплементарную пару как основу, белила естественно и немного охры для тонировки в конце. Причина по которой мешаю темно-серый из комплиментарный здесь и на других этапах — ими проще получить живой оттенок, черный пигмент убивает цвет.

Финальные фото этапа — раз и два.

Ошибся сделал подкладку слишком темной, перекрасил ее на более светлую и так получилось — выражено голубоватую. Высветлил постепенно добавляя в комплиментарную смесь все больше белили и немного голубой, хотел не потерять удачный оттенок, но в итоге сделал тряпку скучно синей, пришлось это исправлять тонировкой светлых участков охрой.

Расписывая ткань необходимо следить что бы складки не получались одинаковыми. Если забыться и оставлять в углублениях всех складок максимально доступную тень, то в итоге получиться полосатая форма, испещренная одинаковыми дырками. На начальных этапах покраса стоит некоторые складки нарочно закрасить, оставляя глубокую тень лишь в части из них.

Кожаные изделия

Отобразить под нее материал темно-коричневого цвета с средней степенью отражаемости, полуглянцевый.

Красно-оранжевые цвета ремня и ботинок, справа цвет отражения получаемый лессировкой голубоватым оттенком.

Цвет основы — комплиментарная пара с перевесом в сторону оранжевого, что бы получить теплый темно-серый, с добавление красного в него ради придания нужной насыщенности цвета. Так же доля красного сильней отобьет цвета кожи от телесных. Высветлил добавлением белил с оранжевым и красным, отражения прорисовывал голубой ФЦ.

Целиковая фотка этапа.

От темного ненасыщенного коричневого высветляю к максимально яркому коричневатому цвету который смог получить, затем прорисовываю светло-голубым блик на узле ремня и носах ботинок. Голубоватый в наложении на оранжево-коричневый дал серый цвет блика.

Синий

Выбрал насыщенный голубой цвет с малым внутренним контрастом, главное не перебелить, будет не естественно смотреться и станет похоже на потертую джинсу.

Использовал Голубую ФЦ, белила и немного оранжевой

Тень получил добавлением оранжевого, затемнил и снизил насыщенность так. Светлые области старался длеать максимально цветные, высветлил чистым голубым ФЦ с постепенным увеличением белил.

Зона занимаемая этим цветом крайне мала и не богата на детали, основная задача — выделить контуры этой тряпки, отбив ее светлыми краями от окружающего темного металла кольчуги и черного плаща.

Красный

У меня конечно красно-оранжевый, примерно одинаковый по тону с предыдущим синим.

Использовал красный как основу, для получения оттенков — голубую ФЦ и оранжевый.

Часто покрасчики переживают и ищут способы избежать скатывания красного в розовый при высветление, преимущественно все сводиться к обобщающей тонировке каким-нибудь красным, который прижмет розоватый оттенок света. В действительности же красный темный цвет, легко затеняемый, попытки же экстремально высветлить его выглядят неестественными, в жизни такого не бывает. Это можно обойти осветляя красно-оранжевый через оранжевый, а красно-фиолетовый через голубой, главное делать деликатно. Мне кажется такое читерское осветление выглядит нормальным потому как считываться не чистым красным, а затененным красным оранжевым или зачерненным красным голубом, то есть подмена одного цвета на другой ради упрощения его выделения.

Кольчуга закрашена черным для удобства подбора подходящего тона красного. Фото этапа.

Темную подкладку сделал из красного и голубой ФЦ, высветлил до чистого красного и затем подчеркнул светлые места оранжевым с белилами.

Темно-серый плащ

Черным его трудно назвать, тем не менее он самый темный предмет на миниатюре.

Получены из голубой ФЦ, оранжевой и белил.

Вывел плащ в темно-серый поблескивающий материал, вообще я не любитель максимально черного в миниатюрах, очень скучный цвет если его писать в чистом виде с минимальным высветлением. На четвертой фотографии как раз тот уровень света. который доступен для черного в реалистичной росписи, у меня же утрировано ярко.

Стоит сравнивать цвет плаща с кольчугой покрашенной сажей газовой, наглядное сравнение комплементарного черного и пигментного. На фото разница едва уловима, в живую намешанный черный выглядит интересней и живей.

Фото этапа и результат состаривания грязью низа миниатюры.

Покрасил в самый темный тон который возможно получить из смеси комплементарной пары, высветлил добавлением белил и капли голубого. Аккуратные блики сделал светло-серого тона, не скатился в этот раз к чересчур белому. В конце запачкал плащ, синию тряпку и белый низу — прошелся по ним разбавленной смесью оранжевого, голубой ФЦ и охры.

Металл

Речь пойдет о NMM, написать о котором подробно я еще не созрел, но постараюсь рассказать основные моменты сжато.

Металл материал с сильным отражающим покрытием, такое слабое зеркало. Отражения это свет отскочивший от ровной поверхности под тем же углом что и вошел в нее, в идеальных условиях ровного зеркала мы увидем зеркальное отражение без искажений, если же отражающая поверхность сложной формы или с не ровной поверхностью — будет сильная дисторсия, вплоть до появления «бассейнов» (запутанное отражение, когда объект может отразиться раздвоенным и соединенным). В росписи металлов на миниатюрах правила построения линейной перспективы не применимы, поэтому приходиться идти на ухищрения рисуя отражения намеками, размытыми пятнами.

Крайне важно понять несколько основополагающих принципов:

  • Степень отражения варьируется, между абсолютно матовым и идеальным зеркалом бесчисленное множество полуглянцевых, но под любым отражающим слоем всегда есть матовая поверхность (в некоторых случаях между ними может быть еще и полупрозрачная прослойка способная преломить свет, например жидкость в бутылке или изумруд) Всякий металлический предмет имеет собственную тень, она лежит на внутренней матовой поверхности, зачастую у полированного металла ее трудно разглядеть — заслоняют отражения окружения.
  • Так как отражения это свет, то белые предметы (испускающие больше света) отражаются лучше чем черные (которые больше поглощают), а абсолютная тьма невидима в отражении. Кстати если вы затрудняетесь определить истинный цвет металла — поднесите черный предмет к поверхности, под его отражением будет виден цвет металла.
  • Отражение всегда темней отражаемого, даже зеркало часть света поглотит.

Для росписи приятного и реалистичного NMM или любого глянца прийдется придумать окружение миниатюры, в какой среде она находиться, и схематически построить отражение этого на металлических деталях. Наличие базы сильно упрощает дело, она дает возможность облегчить придумывания окружения и обосновать некоторые отражения на металле. Изредка становиться возможным вписать отражения частей самой фигурки или базы на отражающих частях.

Стоит так же учитывать тональную и воздушную перспективу, чем дальше отражаемый предмет от «зеркала», тем он размытей и менее насыщенный.

Истинный цвет металла, условной стали примерно темно-серый, в случае золота с легчайшим желтоватым оттенком, а бронзы — красным. Другие цвета, или более яркие и светлые оттенки считываются как цветной глянец. Отрисовывая отражения в цветном металле или глянце надо не забыть что предметы комплементарные по цвету к отражающей поверхности отразятся чуть темней чем остальные, а вот «серый» металл дает зеркало без искажения цвета, как и сам серый цвет.

Белые блики на металле не что иное как отражение источника света, в этой роли выступает солнце (или сразу несколько с разных сторон миниатюры), искусственные светильники или даже просто светящийся проем можно трактовать как источник света (например проем двери в темной комнате или просвет неба в темном, густом лесу). Нельзя найти что-то более яркое чем источники света, особенно если это солнце, даже потеряв каплю силы отразившись в металле они будут слепить глаза, в миниатюре это часто определяет блик как самый яркий тон миниатюры, белые предметы должны бать темней блика. В зависимости от степени отражения материала меняется и интенсивность блика. Поверхность под блик необходимо подготавливать, отрисовывая его ореол, причина этому в микро неровностях поверхности на которых яркий отрадженный блик распространяется в стороны, разрастается.

Свет от точечных источников (OSL) на металлах — в начале рисуешь на матовой подложке свет от дополнительного источника, затем отражение, на котором источник дополнительного может и не быть или появиться немного не в обычном месте.

Надеюсь на примерах чуть понятней выйдет:

Золото

Области выбранные под золотые детали крайне малы, на них вынужденно обрисовываю отражения в крайне упрощенном виде, полная отрисовка запутала бы форму. Такой же подход применим к слишком запутанным формам, иногда правильней отобразить только отражения источников свет, написать блик, проигнорировав остальное окружние.

Охра золотистая, белила, черный и оранжевая использовались для получения этих оттенков.

Выбрал для золота ненасыщенные, но довольно светлые цвета. В крайне малом пространстве показать отражения получиться только введя дополнительный цвет, здесь им выступает оранжевый, который отображает отражения песка базы.

Только в металлах использую сажу газовую, в смеси с белым он дает простой неживой серый — самое то для металла, на контрасте со сложными оттенками черной и белой одежд.

На первых фото забыл покрасить золотую деталь ремня. Фото этапа, стоит обратить внимание и на золотистую гарду и тыльник.

Повторюсь, в своей основе любой глянцевый или металлический материал — обычный матовый, но с глянцевым покрытием. Отрисовывать его проще последовательно, сначала эту матовую основу, а затем сверху набросать отражения.

Фотографии с первой по третью — отрисовка матовой основы, ничего особенного. На четвертой фотке пишу отражения, где светло-желтоватый оттенок для неба, оранжевый под базу (на рукоятке меча практически без оранжевого, база далеко). Последняя, пятая — блики, отражения условного солнца.

Сталь

Цвета получены из белого, черного, голубой ФЦ, оранжевого и охры.

Основа — нейтральные серые из черного с белым, для отражения неба серо-голубой, под отражение земли сероватый желто-оранжевый. Для бликов белый и в подкладку к ним светло-серый.

Первая фото это уже высветленная матовая основа металла, так как цвет стали здесь темно-серый, то контраст между тенью и светом мал. Не стал выделять грани, это бы в будущем запутало, при проработке металлов надо обдуманно ставить блики, то есть просто так подчеркивать грани как у матовых нельзя ни в коем случае. Вторая — отрисовка отражений, взял два своих цвета под окружение (оттенки неба и песка) и прямо поверх базы, разбавленной краской в несколько слоев прорисовал их. Третья это этап подготовки места под блики, ореол от солнца, и четвертая — блики.

Кольчугу конечно стоит писать как упрощенную форму, игнорируя дырки в первом и втором этапах, лишь на третьем в каждой дырочке поставить подмалевок под блик и в конце сам блик. Не надо в каждой одинаковой интенсивности блики ставить, разнообразие здесь только на пользу.

Возле синей ткани делаю небольшой пустой отступ на поверхности кольчуги, там отражается толщина этой темной ткани (т. е. ничего и виден темный локальный цвет металла). От красного кушака лессировкой добавил размытое отражение, особенно активно от его сильно освещенной верхней части.

Шлем интересен отражением тюрбана в нем, внизу сзади. С большинства ракурсов, характерных при осмотре этой фигурки, просто отражение оранжевой земли смотрелось бы нелепо, ведь часть вида загораживает белая тряпка. Поэтому сразу после земли, намеком нарисовал тонкую светло-серую полоску — отражение тюрбана.

Обратите внимание грани перекрещивающихся деталей шлема подчеркнуты не сильно — выделил только обращенные к свету, на которых появляются блики.

Наглядно, как NMM смотрится в динамике

Имитацию металла на таком примитивном уровене — легко красить, по этому в фотках мало фаз, в отличие от матовых материалов и телесного.

Гораздо подробней и понятней пишет про визуализацию металла Скотт Робертсон.

Объяснение металла и глянца как матовую поверхность покрытую отражающим слоем это конечно большая условность, помогающая легче рисовать их. В действительности луч света всегда один, и важно под каким углом он отражается, если поверхность неровная на микро уровне — группа лучей осветивших ее отразиться в рандомном направлении, что интерпретируетьсся как матовая поверхность. Если на микро уровне гладкая, то група лучей отскочит под одинаковым углом, строя в глазу зеркальную картинку того, откуда эти лучи пришли. И конечно поверхность может быть только местами ровная на микро уровне, давая этим полуглянец. В жизни одновременно все протекает, в рисунке только упрощать и разбивать на воображаемые, но удобно воспроизводимые этапы.

Игровая база

Как основу приклеил пробковый лист, срезав его края. Облепил миллипутом для получения аккуратного холмика, материал пробую впервые, до него применял акриловую пасту (не супер, зато дешево). Приклеиваю крупные кусочки битого кирпича, вокруг них — крошку. Обмазываю свободное пространство клеем ПВА и посыпаю содой, она дает отличную фактуру под песок в масштабе. Кистью убираю лишнее, как только подсохнет, и грунтую серым.

Крашу под желто-оранжевый закатный песок, камни черные запекшиеся на солнце.

К этому моменту надоело фотографировать, даже фон лень раскладывать)

Сначала задуваю аэрографом. Охра золотистая как подкладка, оранжевой усиливаю ее тон, затеняю края подставки и камни смесью красной и голубой ФЦ, на камни накладываю немного сажи газовой. Теперь сухой кистью прорабатываю песок смесью охры и белил в пару подходов, камни серо-голубой высветляю. Клею статичную траву (ГВ), тонирую коричневатыми оттенками у корней, после просыхания — сухой кистью аккуратно прохожусь светло-желтым.

Ну и финалочка:

Доработка

Что бы хоть как то обосновать наличие двух одинаковых миниатюр — немного доработал эту фигурку и сделал к ней выставочную подставку. Результатом не совсем доволен, на эскизе выглядело интересней, но пускай пока постоит в столе, через некоторое время посмотрю свежим взглядом и вероятно придумаю что выправить.

Даже сода кажется слишком крупной в имитации песка, вероятно для лучшего результата надо лепить гладкую форму и затем красить ее, рисовать текстуру песка. Пока возился с подставками понял как мне доделать макет ландшафта под Сагу — будет в окружение пустыни, заброшенная деревушка на окраинах Сахары или еще где, покосившиеся домики в дюнах. Потребуется всего домика три вместо необоснованной кучи, десяток пальм и наделать несколько второстепенных элементов.

Работал здесь от темного к светлому, но в настоящее время активно отхожу от этой практики, красить теперь стараюсь от локального цвета, так легче контролировать результат.

Закупился также фанатиками и военачальником на верблюдах, полная коллекция выпускаемого под эту фракцию собранна, осталось покрасить. С посылкой произошла неприятность — заплутала, вместо Росии из Англии вылетала в Штаты, где ее футболили между сортировочными центрами в Атланте, только после жалобы в королевскую почту развернули в нужную сторону. Практически половину экватора прошла, судя по треку.