2 заметки с тегом

фестиваль

Рубиновая Сфера 2017

Последний в этом году конкурс росписи миниатюр в России. Приехал смотреть демонстрации, мастер-классы и урвать в магазине гикварс что-нибудь на скидках черной пятницы. Что бы не выглядеть полным бездельником — выставил две свои работы дисплеем в одну из категорий.

Удача улыбнулась мне, получил серебро в мастере «Фэнтази/фантастика. Одиночная миниатюра малая».

Большого альбома с фотками не будет, оказалось трудно с рук на мобильный сфотать что-то вменяемое. На мятном драконе можно было опереться на стекло витрины, здесь же все было открытым. Получилось всего пара терпимых:

Многие зачем то клеят номер на переднюю часть подставки, хотя никто не запрещает поместить ее сбоку.

Мастер-классы и демонстрации

Они проходили единовременно, пока шел мастер-класс в другом зале велись одна или две демонстрации. Выбрал посмотреть лишь МК про OSL, остальное время посветить посещению максимального количества демонстраций, представляющих собой близкое общение с работающим за столом мастером.

Пересказ запомнившегося с лекций:

Сергей Гусев «Скульптинг текстур — это не страшно»

Миниатюрист-любитель с уклоном в скульптуру, его работы лежат в серпентариуме под ником Ookami, так же на его страничке ВК.

Показал способы придания различной текстуры поверхностям, зацепило:

  • Лепил из полимерной глины super sculpey, имеет матовый серый оттенок в запеченном виде и в отличие от Fimo менее эластична. Плюс использования в возможности продолжать работу сколь угодно долго до термической обработки.
  • Инструмент важен, у него есть всевозможные двусторонние и одинарные стеки (акцентирует внимание на форме кончика), набор кистей с силиконовыми наконечниками и кисть с жесткой ворсиной. Некоторые предметы любимчики, их он использует в подавляющем большинстве случаев.
  • Не смазывает инструменты для исключения прилипания материала, а содержит их отполированными. Советует полировочную пасту и дремель, либо вручную — кожа с пастой.
  • К демонстрации он подготовил образцы слепленных материалов, которые при зрителях и повторил. В каменной кладке ловко использовал силиконовую кисточку для добавления помятости уличному камню, а тычками жесткой кистью придал характерную шероховатость. Индустриальную поверхность (право вверху) имитировал прокатив валик рифленой рукоятки по листу материала. Скалистую поверхность вылепил стеком, работая от общего к частному. «Гигеровскую» поверхность — вылепил волнистую форму и между волн инструментом с шариком на кончике продавил перпендикулярные полоски.

Конечно же правильно в данном случае говорить о фактуре, текстура — лишь рисунок на плоскости, который вполне может оптически имитировать физические неровности поверхности.

Сергей Папков «Техника Black&White и последующая тонировка маслом»

Информации о нем не нашел. В прикрепленных к анонсу фото запечатлен процесс повторенный на демонстрации.

Рассказал как моделирует свет на модели в грейзали и затем раскрашивает:

  • Сергей использует очки с линзами, помогающими легче и точней расписывать детализированные миниатюры. Говорит зрения они не портят, и даже врачи рекомендуют ими пользоваться дабы не посадить свое зрение.
  • Под кисти для удобства ставит опору
  • В своей работе использует подход знакомый художникам и особенно цифровым — тональные отношения задаются грейзалью (в монохромном виде), цвет добавляется тонировкой полупрозрачной краской.
  • Активно использует вальеховский маттовый медиум, альтернатива ламия медиму от цитадели или подходящий художественный медиум. Это связующее вещество, добавление его к краске делает ее полупрозрачной (на массу приходится больше связующего и меньше пигмента).
  • Под рукой две палитры, влажная для текущих смесей и с глубокими выемками для смесей в большом объеме которые будут храниться долго (форма для льда в его случае).
  • Накладывает светотень, прорисовывает текстуры и металлики акрилом с добавлением медиума облегчающего лессировку. Делает это на модели с прешедингом. Необходимо понимать что последующая тонировка маслом съест часть тоновой растяжки, что бы впоследствии модель не стала темной необходимо прорабатывать светотень на тон или два светлей чем необходимо.
  • Разбавленным маслом черного цвета так же получается удобно проработать тень в углублениях
  • Акриловую тональную подложку покрывает тонкими слоями масла насыщенных оттенков, долгое время высыхания позволяет убирать лишнюю краску с помощью томповки. Необходимо учитывать мини шероховатость поверхности, на матовой акриловой слой масла впитается как в губку.
  • Растворитель советует тиккуриловский вайтспирит, он слабо пахнет. Матовый лак предпочитает кажется от humbrol.
  • Акцентирует что проработка тона акрилом занимает на миниатюре орка из анонса около двадцати часов, а последующая тонировка маслом всего два.

По завершении попробовал очки в деле, если бы не страх потенциального вреда для зрения — обязательно их использовал бы.

Сергей настойчиво рекламирует эту технику, но необходимо понимать это далеко не новинка и используется художниками столетиями. Проблема в таком упрошенном нанесении цвета — работа сильно проседает в живописности и покрасчик не учится одновременно учитывать цвет и тон, работать свободно и живо.

Сергей Гыбин «Текстуры»

Покрасчик Ravenswood из Серпентариума, личный блог. К сожалению успел посмотреть его демонстрации не долго, запомнилось:

  • Рассказал что сейчас стали добавлять в Валеджовский акрил антифриз, из-за чего он стал немного блестеть. Краски art color от Pacific88 весьма хороши, производитель покупает пигменты у испанцев, мешает без антифриза из-за чего они матовые и напоминающие старые Валеджовские.
  • Ставит высокую подставку для рук, так удобней держать спину прямой.
  • Зрачки и блики в глазах говорит обязательно красить, в живую на малых моделях такую детализацию не видно, но на фото очень заметно.
  • Текстуру камня делает сухой кистью, фокус в нанесении разнообразных оттенков и последующей объединяющей проработкой единым цветом.
  • Мох наносит аккуратным доттингом.

Роман Груба, мастер-класс «Техника OSL при работе с темной/ночной атмосферой»

Замечательный художник, его страничка на putty and paint, в ВК и на фейсбуке лежат фото его работ покрупней и в процессе.

Показал на скетчевом примере принцип отрисовки направленного света:

  • Красит всю модель в зелено-синих темных тонах, как если бы она было запечатлена ночью. Добавляет в истинный цвет поверхности тона которые он выбрал для ночной атмосферы, так и прорисовывает глобальный свет.
  • Представляет себе источник свечения, где он находится и его силу. Затем прикидывает в какие области свет от него попадает и учитывая затухающую с расстоянием силу этого света — прокрашивает места попавшие под освещение.
  • Важно помнить не только о самом источнике света, но и об отражающей характеристики материала. Глянцевые и полу глянцевые поверхности отражают свет даже на далеких расстояниях, там где на матовой поверхности уже не заметно воздействие света.

За полтора часа он покрасил такой скетч — спереди, сбоку и немного сверху.

Это выглядит простым, но для качественной отрисовки OSL необходимы глубокие знания в физики света.

Черная пятница 2017

Дни фестиваля совпали с тремя днями грандиозной распродажи черной пятницы в гикварс, клубе-магазине где все и проходило. Закупился миниатюрами мутатавви’а, теперь могу продолжить роспись армии, взял наконец кубы и рульбук для «Саги. Крест и полумесяц». Немного добрал болтэкшена, к сожалению зимних немцев очень быстро раскупают и удалось урвать только один полноценный блистер с полевой пушкой, зато взял мертвых животных для макетов и набор игровых шаблонов. Приобрел наконец миниатюру пехотинца союза от minisolders, блистер Infinity на пробу и двух шикарных героев Warhammer FB — колдунью темных эльфов и скелета-короля нежети.

В Гикварс занятные диалоги с продавцами были, их там много и стоит задержатся больше минуты у полок — сразу подбегает один с предложениями. Например:

Вам что-нибудь подсказать?
Нет спасибо, пытаюсь не потратить оставшиеся деньги.
Как я вас понимаю, у меня долг на карточке минус тридцать тысяч, вчера закупался теперь удерживаю себя что бы не влезть в большие долги.

Последовало описание купленного и желаемых покупок от продавца).

Когда надоели подобные вопросы — отвечал проще:

Подсказать что-нибудь?
Да! где взять на это деньги?

Продавец с улыбкой уходил.

2017   фестиваль

Мятный Дракон 2017

Впервые проводящиеся мероприятие, часть фестиваля «Штука» посвященная художественной росписи и лепке миниатюр. Состоит из конкурсов покраски, выставок, мастер-классов и ярмарки художественных товаров.

Приехал смотреть на клево покрашенные миниатюры и учится красить. Рассчитываю понять где я делаю ошибки в росписи.

Выставки миниатюр и конкурсы

Фотографии миниатюр с мятного дракона.

Мастер-классы и лекции

Посетил по два бесплатных и платных Мастер-класса, так же в течении двух дней фестиваля должны постоянно проходить демонстрационные сессии росписи миниатюр, которые несмотря на старание не нашел.

Краткий пересказ запомнившегося с лекций:

Анар Айталиев Покрас миниатюр

Фигурист, как он определяет свой род деятельности, работающий исключительно в масштабе 1\35. Мне интересен выделяющимся подходом к росписи, в некотором роде последователь Владимира Демченко, и его вниманием к далекой для нашей страны теме гражданской войны в США. Ведет блог, увы пишет последнее время реже.

Рассказывал о базовом в покрасе, о методе и опыте:

  • Грунтует с аэрографа эмалью, хамброл предпочитает. Эмаль, разбавленная вайтспиритом и задутая на модель дает тонкий, прочный, укрывистый слой матового цвета.
  • Красит Вальехо, model color, подобранных фирмой колеров ему хватает. Смешивает их  для получения промежуточных оттенков при высветление. 
  • Кисти мягкие, из натурального беличьего волоса, достаточно большого размера двоечка или тройка для основной работы. Говорит что плавные переходы удобней именно мягчайшей белкой делать и натуральный ворс хорошо впитывает необходимую для акрила воду. Колонок считает слишком упругим, а синтетику еще и не пригодной для водорастворимых красок.
  • Подход к росписи: покрывает поверхность цветом немного темней локального, что бы оставалось пространство для высветления, которые наносятся множественными лессировками с растушевкой границ каждого слоя.
  • Старается не оттенять поверхность, что бы не превратить в «зебру» из чередующихся контрастных темно светлых полосок, которые перетягивают на себя много внимания и рушат форму.
  • Проливки и сухую кисть находит не приемлемыми в росписи фигур, слишком грубые и слабо контролируемые. Пигменты считает выбивающимися из масштаба, грязь лучше написать краской. 
  • Использует матовый лак, доказывает что блеск в подавляющем большинстве случаев вредит фигуре. После долгих поисков остановился на ультра матовом лаке AK Interactive, абсолютно матовый, практически не белит и сохраняет свойства при увеличении толщины слоя.
  • Металл и другие глянцевые поверхности конечно только в имитации. Говорит любой блеск в малом масштабе выглядит как засаленность. Позже Кирилл Канаев у себя на мастер классе разовьет тему.
  • Не прикасаться руками к миниатюре, одного двух касаний сальными пальцами хватит что бы сделать поверхность сатиновой.

Читая в блоге Анара жалобы на модельную тусовку, конкретней реакции части моделистов на советы или мнение, думал что он преувеличивает, но пара пришедших на мастер класс моделистов подтверждает обоснованность возмущения.

Дмитрий Шевцов Лепка миниатюр

Скульптор, начинал более десяти лет назад как самоучка, сейчас лепит миниатюры для общей с Анаром minisoldiers, в масштабе крупнее для Altores studio и под заказ в частные коллекции.

Показал лепку штанины для миниатюры и кольчуги попутно рассказывая о скульптинге в целом:

  • Обязательно иметь перед глазами распечатанную картинку с фигурой в масштабе, для постоянных проверок пропорций на лепящейся миниатюре.
  • Важен этап выбора позы и сбор правильного каркаса, потом ошибку не исправить.
  • Предпочитает лепить из мэджик скульпта, затвердевает за 12ч или меньше в теплом помещении или при легком нагревании, иногда примешивает к нему другую двухкомпонентку. Каждый материал ведет себя особенно, и определенная фактура может получатся лучше из подходящего материала.
  • Процесс представляет из себя добавлением нашлепыванием материала в необходимых местах, с приданием ему формы и разглаживанием.
  • Разглаживание поверхности, небольшая хитрость — смазать ее вазелином и аккуратно пройтись упругой синтетической кистью.
  • Лепить необходимо приучаться быстро, особенно с самозатвердевающим материалом. Аккуратность важна, доработанный наждачной бумагой или лезвием материал выглядит хуже.
  • Складки ткани. Рассказал что существует всего пара основных форм складок, необходимо понимать где и по каким причинам они образуются. 
  • Скульпторы миниатюристы используют для лепки что угодно от специализированных инструментов до обыкновенных зубочисток.
  • Придание правильного направления изгибам рук удерживающих винтовку или другое двуручное оружие — лепит кисти с обьектом в руках, затем цепляет их к каркасу рук и гнет каркас как надо.
  • Лепка кольчуги, два подхода. Первый — острым инструментов аккуратно и долго выдавливать дырки между кольцами, второй — сделать штамп кольца из обрезаной полой иглы, со вдавленным туда куском проволоки чуть меньшего диаметра. Штампом гораздо быстрей и качественней получается, главно следить за направлением колец на кольчуге и смазывать штамп что бы материал не забился. 
  • Простой способ сделать соединение разъема — сверлит дырку, смазывает, заталкивает туда двухкомпонентку и вставляет деталь на штифте. Засохнув на штифте разъем приняв форму дырки легко вынимается.
  • Для наиболее детальной работы стал использовать увеличительные очки, бинокуляр. Говорит мелкую работу очень удобно делать, но глаза сильно устают.
  • Как и при росписи, важно не засалить пальцами миниатюру в процессе — налепливаться материал будет хуже.
  • В лепке используется тридэ печать как вспомогательное средство, например для лепки оружия или как основа бюста или миниатюры.

Остаеться самое сложное, купить хоть какой материал и пробовать лепить. Любой простой объект — черп человка, кисть руки, голову животного и тп. Вдруг затянет.

Фото мастер моделей миниатюр в малом масштабе.

Кирилл Канаев Свет в росписи миниатюр и имитация текстур

Его страница на putty and paint.

  • Первая часть, рассказ о свете представляет обьснение физики света в общем и принцип изображение отражающих поверхностей в приближении. Мне было скучно, теоретическую часть знал, в  «How to Render — The Fundamentals of Light, Shadow and Reflectivity» Скота Робертсона тема разобрана подробней.
    Важное и новое для меня — он объяснил, что наша цель состоит в передачи света на миниатюре в таком состоянии будто это освещенный настоящий большой объект. По этой же причине плохо смотрится глянцевая поверхность в миниатюре, блики появляются характерные для маленького объекта, а нам необходимы такие какие были бы будь он в натуральную величину, что и прорисовывается при имитациях глянцевых поверхностей в масштабе. Плюс несколько хороших примеров отражающих материалов написаных им.
  • Во второй части объяснил подходы к имитации материала, показал референсы и примеры из своих работ, указал на важность понимания масштаба в котором стараешься показать желаемую текстуру. В конце продемонстрировал на листе в увеличенном виде роспись текстуры, представляющий собой грубоватые слои с маскировкой перехода между ними нахлестом малых пятен или линий, в зависимости от выбранного материала. По росписи текстур в уже названой книге есть подробный раздел.
  • Простым способом рассортировал материалы на три типа по степени отражения и рассказал как их расписывать. Отражающий: металл, стекло, зеркало и тп. — на нем пишем отражения окружения. Сатиновый материал: шелк, латекс, кожа и многое другое — делаем сильный контраст между светом и тенью. Матовый — без сильного контраста внутри материала.

Для себя уяснил — по отражающим материалам на верном пути, а по текстурам необходимо пробовать и собирать свою коллекцию материалов.

Лекция выделялась посадкой лектора, Кирилл поздоровался со всеми максимально коротко и не информативно «Здравствуйте, вы наверняка меня знаете, я — Кирилл» и сел спиной к залу, лицом к экрану телека. Дальнейшие два часа с перерывом представляли из себя его монолог с комментированием подготовленной презентации. В последнии полчаса схематично сделал два примера нанесение текстуры. Закончилось мероприятие без прощальных слов или ответов на вопросы, но с аплодисментами. Не самая радушная и открытая лекция, подобную вещь вполне можно подавать видео уроком. Возмущаюсь потому что живое общение с автором, ляпы и шутки добавляют сухой информации эмоций которые помогает лучше переварить и запомнить материал, да и задавание вопросов так же.

Мэтт Цексвиш Подбор цвета для баз и его техника растушевки 

Две его работы подтверждающие мастерство в создании фентези-диорам и имитации материалов окружения. 

Показал свои приемы росписи, показывая как он красить подставку с уличным фонарем: 

  • Заправленная кисть — способ наносить градиенты быстрей, при условии что научишься этому методу. На кисть наносится последовательно два цвета, варьируя степень нажатия и контролируя направления получается в один подход накладывать градиент, этот метод подходит для плоских поверхностей, с изогнутыми или детализацией сложней. Первый, больший цвет на кисте разбавить до полупрозрачного, второй на кончике кисти берется укрывистый.
  • Проливкой работает интересно, покрывает поверхность исключительно адресно. Старается наносить по направлению из теней к свету. Пока не высохла — влажной чистой кистью стирает попавшую на светлые места проливку.
  • Сухой кистью придает текстуру, использует ее на уже покрашенной, оттененной поверхности.
  • Показал свои кисти — колонок. Кроме плоских и круглых имеет под рукой «цыганскую» для растушевки, двойка или тройка обрезанная до пенька в один или два миллиметра. Пока слой нанесенного мазка влажный — растушевочной кистью смазываешь края. Есть кисть «смертник», убитая для переноса краски из баночки на палитру.
  • Сделал и продает таблички определения степени прозрачности краски, наносишь и сравниваешь насколько просвечивается знак на бумажке в сравнении с образцом.
  • Чем меньше деталь на подставке или миниатюре, тем контрастней она должна быть выделена, что бы не потеряться.
  • Напоминает о правильной посадке — спина ровная, в шейном отделе тоже. Он обычно держит локти на коробке стоящей на столе за которым сидит, так что соприкасающиеся кисти рук находятся напротив глаз.
  • Предупреждает что кисти нельзя облизывать — остатки краски токсичны, что бы не говорили производители.

Повеселило как Мэтт достает старую пачканную баночку Цитадельевской краски Tin Bitz, аккуратно наносит на палитру, и рассказывает: «Это самая лучшая бронзовая краска, которую прекратили выпускать, и он знает художника готового убить за нее.»

Ярмарка

Много торговали Гикварс, устроили две точки — отдельную лавку миниатюр на втором этаже, пункт продаж красок Вальехо и редких миниатюр на втором. краски Цитадель и Арми пейнтер привез Единорог. В здании ЦДХ где проходил фестивал распологается магазин Красный карандаш, с зашкаливающим ассортиментом художественных красок. 

Гики привезли миньки Aradia miniatures, продавал интересные и дешевые миниатюры варгейм Легенды Сигнума. Принесли товары отечественные фирмы производителм фэнтези миниатюр в малом масштабе и ВИМ в 54мм.

ДеревоМодельщик привез подставки.

Продукция ГВ на фестивали представлена слабо, Вархаммер не то чем интересуется народ в массе и не то что продвигают поставщики. Художники стараются не брать для росписи их миниатюры, видимо приелись.

Наконец купил себе минитюры для художественной росписи, две в 28мм из Легенд Сигнума, 60мм Арадиевского олененка-кентавра и бюст Логана от артель «W». Из игровых приобрел лучников мутатавви’a и серые кубики болт экшн. Взял грунтовки Вальехо. Металлики от ГВ, пытаюсь найти акриловый который не сильно искрит, у Ладоги металлики ужасные. Проливки от Арми Пентера, удивительно часто профи стали использовать и советовать чернила этой фирмы для тончайших лессировок теней и грубых проливок при оформлении баз, интересно попробовать. Кисть из натуральных волосков белки — проверить совет с масстер-класса.

И теперь

Наконец заняться художественной росписью, покрасить нормально несколько миниатюр и съездить на любой конкурс, вроде в конце ноября рубиновая сфера, а там видно будет.

В эти чумовые два дня не удалось даже поспать. Ночь из-за проблем с хостелом провел в Люмьер Халл во Флаконе, там с 23.30 до 8.00 смотрел три части «Хоббита» Питера Джексона, к началу третьей части половина кинотеатра спала, стоял заметный храп. Работники рассказывали что раз не подумав врубили режиссерские версии «Властелина колец», просмотр занял до 11.30. Не ходите на такие затянутые фильмы, лучше репуртуар покороче — ночь мультиков Хаяо Миядзаки например.

2017   фестиваль