Rose debug info
---------------

Желтые

Добрался наконец до очередного цвета. 

Диапазон желтого

В заметке рассматриваю желтый исключительно в физических границах, обозначенных доступными красками — диапазоне от желто-зеленого, до желто-оранжевого. Интересует оттенок предложенных красок, их поведение при осветление и затемнении комплиментарным.
 
Желтый характерен малым диапазоном в цветовом спектре, наибольшей яркостью среди хроматических. Допускается его значительное разбеление, в определенных рамках затеняеться комплементарным фиолетовым и в крайне малых количествах смешивается для изменения оттенка с зеленым/синим/черным и оранжевым/красным (с последними не делал никаких проб, рамок отведенных доступными желтыми пигментами хватает). 
 
Картинка ниже внесет ясность:

В заметке рассматриваю лишь небольшое пространство желтого цвета, все что вне — область других цветов.

Ладога предлагает восемь тюбиков этого цвета, из которых шесть монопигментных. Используемые в них красящие вещества относятся к одной из двух групп —  гидроокись железа (ржавчина) или органики полученной из производных бензола. Первые ограничены по насыщенности, но дают относительную укрвыстость, вторые наоборот — сочные, лессировочные.

Гидроокись железа

Пигмент p.Y.42 синтетическая ржавчина — цвет ненасыщенный, варьируется от желтого с легким оранжевым оттенком, до выраженного коричневатого желто-оранжевого. Матовый, относительной укрывистый, светостойкий. Материал дешевейший из желтых, судя по отечественным производителям.

Прокаливание превращает этот пигмент в безводный оксид железа красно-оранжевого цвета (p.R.101, английская красная в Ладоге).

Родственный пигмент p.Y.43 — тоже самое, но натуральное. Содержит различные примеси и как следствие трудно предсказуемый оттенок, практически не используется производителя красок.

Охра светлая, золотистая и сиена натуральная.

В палитре Ладоги три монопигментных краски на его основе. Различаются оттенком и немного прозрачностью, последние две ближе к желто-оранжевому и чуть более укрывисты.

Светлая охра легко выделяется из двух остальных, а между сиеной натуральной и золотистой охрой так мало отличий, что нет смысла использовать одновременно обе в одной работе.

Настоящие охры и сиена — смесь окиси железа с глиной, гипсом, землей и кто его знает с чем еще. Естественно цвет даже более тусклый чем у p.Y.43, примеси отбирают. Нет смысла имея синтетическую альтернативу использовать подобное сложное и непредсказуемое вещество в современной живописи, в особенности миниатюрной. Но названия остались, перейдя по наследству.

Слева охра золотистая с добавление белил, справа — фиолетовой темной.

Не вижу смысла разбирать поведение всех трех красок при осветлении и затенении, слишком похожии картинки получатся, остановился на охре золотой.

Разбеленная краска оживает, превращается из коричневатой в естественную желтую, все же это цвет требующий максимальной светлоты. Но при увеличении доли белил в смеси цвет быстро пропадает, результат скатывается к сероватому светло-песочному оттенку (подобное происходило при разбелении других слабых по насыщенности красок, рассмотренных ранее p.B.29 и p.G.17).

Затеняется желтый исключительно комплиментарным фиолетовым, ведь черный превращает желтый в остаточный зеленый (см. в заметке «зеленые»). Единственная фиолетовая краска в палитре Ладоги — p.V.23 фиолетовая темная, с ней и мешаю (обыкновенная фиолетовая, просто так в Ладоге назвали, цвет темный как и положенно фиолетовому, но пускай часть названия «темная» не смущает — светлой или средней версии пигмента не существует). Получается набор живых коричневых, с оранжевым оттенком, это уже не совсем желтый конечно.

Ладога предлагает несколько готовых коричневых красок, представляющих из себя смесь окиси железа (p.Y.42 и p.R.101 как вместе, так и по отдельности) с черными (p.Bk.7 и в одном случае p.Bk.11), немного задействован и земля в качестве красителя p.Br.6, но все это я считаю относящимся к оранжевому спектру, рассматривать стану в следующей заметке. Повторюсь, желтый воспринимается собой лишь в довольно узки границах, проще крайние желто-зеленые и желто-оранжевые состояния, а так же затененный желтый отнести к области соседних цветов.

Арилид и диарилид

Это группа синтетических органических веществ используемых в качестве желтых пигментов, в Ладоге из их многообразия представлены самые популярные — арилиды p.Y.3, p.Y.74 (желто-зеленые) и диарилид p.Y.83 (желто-оранжевый). Насыщенные, матовые, но не укрывистые.

Синтезируют из углеводородов — бензол превращают в нитробезол, затем в анилин из которого и производят эти красители. Насчитывается семь пигментов на основе арилида (p.Y.1, p.Y.3, p.Y.5, p.Y.65, p.Y.73, p.Y.74, p.Y.97) и шесть диарилида (p.Y.12, p.Y.13, p.Y.14, p.Y.17, p.Y.55, p.Y.83), из такого ассортимента лишь малая часть нашла применение в художественных акриловый красках и чернилах. В промышленности используют как красители для пластмассы, промышленной краски и типографские чернила. Например: p.Y.65 благодаря дешевизне и превосходной долговечности активно применяется для яркой желтой дорожной разметке, а диарилид p.Y.12 — одни из трех основных красителей процесса четырехцветной печати.

Вещества относительно молодые, относятся к группе азокрасителей (содержат одну или несколько азогрупп —N=N—). В конце 19 века химическая промышленность Германии находясь на подъеме дала миру новые яркие желтые, оранжевые и красные красители, а чуть позже и синтетические органические пигменты. Арилид впервые получили в 1909, более сложный диарилид в 1911 (первые пигменты этой группы имели крайне слабую светостойкость, лишь к 1935 их доработали до промышленного производства).

Примерно в то же время произошел бум среди пигментов тех же цветов на основе элемента кадмия, завоевавших популярность среди художников, токсичность их единственных недостаток. В настоящее время желтые из арилида и диарилида вытеснили кадмиевые, несмотря на заметно меньшую светостойкость, они не токсичны и к тому же более дешевые. Например пигменты Schmincke: баночка p.Y.3 стоит в семь — три с половиной раз дешевле похожего по цвету p.Y.35 (цена меняется в зависимости от оттенка, вероятно процесс производства усложняется).

Лимонная, желтая светлая и темная.

Как видно из картинки выше это весьма насыщенные цвета, особенно в сравнении с рассмотренными ранее железоокисными желтыми. Слева два арилида желто-зеленых оттенков — лимонная p.Y.3 и желтая светлая p.Y.74 (плюс капля белил p.W.6), по цвету близки друг к другу настолько, что не имеет смысла использовать одновременно оба в одной работе при росписи миниатюр. Справа желто-оранжевый диарилид — желтая темная p.Y.83. Все они полупрозрачные.

Не упомянул светостойкость, из представленных красок самая стойкая — лимонная, остальные средние в этой характеристики. Написанное не так важно для миниатюрной росписи, вряд ли кто ставит фигурки под прямые солнечные лучи на значительное время. Между прочим Дэвид Сопер в свое время совершил ошибку не учтя светостойкость, в старых работах он активно использовал акриловые чернила для затенения (красители в чернила часто малосветостойкие). Выставив эти работы на витрине одного из магазинов GW — время спустя забрал уже выгоревшие, с пропавшими тенями.

Официальной выкраске Ладоги не стоит доверять в плане определения укрывистости. Например в ней небесно-голубая прописана полупрозрачной, а голубая ФЦ укрывистой, хотя различаются они лишь количеством плотных титановых белил, которых в небесно-голубой больше и благодаря чему она заметно лучше чистой пятнадцатой синей перекрывает поверхность. К том жу пигменты из которых состоит небесно-голубая это же таблицей по отдельности обозначены укрывистыми, их смесь должна быть так же плотной. Этот важный параметр приходиться определять только на практике.

Слева желтая светлая с добавление белил, справа — фиолетовой темной.

Из обоих похожих арилидов для проб взял желтую светлую p.Y.74. Несмотря на запас насыщенности при значительном при значительном осветлении цвет приглушается, видимо сама суть желто-зеленых оттенков не дает простора для его светлых тонов, слишком мала разница между ним и белым. 

Удивительно что этот цвет в разбеленом виде может восприниматься равным или превосходящим по светлоте белый, хотя физически на два-три тона темней. Не могу точно назвать причину, но явно виновато не совершенство нашего зрения, очередная оптическая иллюзия.

Затенение комплиментарным дает такие же богатые коричневатые оттенки, с небольшим уклоном в сторону зеленого. К сожалению фиолетовая темная больше подходит как комплиментарная к желто-оранжевым, здесь же нужен пигмент чуть более красноватый (может что их современных хинокридоновых пигментов), как вариант — добавить капельку красно-фиолетового в результат затенения, погасив этим зеленоватость, но это усложняет смесь.

Желтая темная с белилами, справа она же разбеленная, но с добавление капли фиолетовой темной.

Желтая темная, диарилид p.Y.83, благодаря запасу насыщенности сохраняет ярчайший оттенок и при значительно осветлении. Пробу затенения не показываю, картина вышла практически такая же что и с другими желтыми. 

Попробовал получить аналог охры через эту краску, ненасыщенный желто-оранжевый получаеться приглушением разбеленной желтой темной каплей комплиментарной фиолетовой. 

Другие производители

Перечисленные выше желтые пигменты используются в акриловых красках повсеместно, благодаря своим свойствам и цене. Кроме них производители часто добавляют в палитру кадмиевые пигменты, которые более укрывистые и популярней у художников, но токсичны. Кадмий опасный кумулятивный яд, способен незаметно накапливаться в организме. Достаточно соблюдать элементарную предосторожность — мыть руки после работы, защититься от аэрозоли респиратором и вытяжкой в покрасочной камере, не облизывать кисть и конечно не есть краску.

Питерский завод художественных красок в акриле серии «Мастер-Класс», в отличии от дешевой «Ладога», выпускает четыре кадмиевые монопигметные желтые краски, которые продает примерно на сорок процентов дороже железоокисных и арилидов/диаридов.

В Ладоге присутствуют две краски со смешанными пигментами — желтая средняя и неаполитанская желтая. Первая смесь арилида p.Y.74 с диарилидом, вторая сорок второй желтый смешанный с диарилидом. Их не стоит брать, проще мешать на палитре.

В Maimeri POLYCOLOR лишь один в одном желтом присутствует кадмий p.Y.35, забавно что не в чистом виде, а сложной смеси с арилидом  p.Y.1 и диарилидом  p.Y.83. 

Vallejo Model Color до 2014 использовала желтые, оранжевые и красные кадмиевые пигменты, но изменила формулу — некоторые цвета стали немного более тусклыми, зато безопасными. У меня лежат Валеховские яркие красные и оранжевые краски приобретенные где-то в 2004-2006 годах, точно содержат кадмий, но в те спокойные времена на бутылочках не маркировали о их опасности. 

Заметная особенность — западные производители стараются предлагать лишь один желто-зеленый арилид в своих палитрах (p.Y.3 чаще), это выглядит здравым решением, ведь отталкиваясь от проб выше — зачем нужны две практически одинаковых краски, проще остановиться на одной из них.

Фотки синтеза кадмиевого пигмента.

Композиция желтого

Каждый раз ближе к концу разбора встает вопрос о применение рассмотренного цвета, построения гармоничных композиций с ним, и каждый раз результат получаеться сумбурный. Мне необходимо упорядочить и дополучить навыки по композиции и подбору цвета на миниатюре, а это повод для отдельной заметки или даже серии, но только когда закончу разбор всех цветов.

Сейчас исключительно поверхностный анализ применения двух крайностей желтого цвета, несколько тестов в цифре:

желто-оранжевый затенен фиолетовым

Как иллюстрация уловного затенения, наложение фиолетового на желто-оранжевый в полутонах дает приятный оранжевый коричневый. Красками тяжелей подобного перехода добиться, но если контраст между между светом и тенью усилен комплементарной разницей цвета — в миниатюре выглядит замечательно, глубоко и заметно.

С фиолетовым и голубыми тонами

Конечно интересней всего работает сочитание с комплементарным фиолетов и близкими к нему сине-голубоватыми оттенками. Ключевой момент — решить какой цвет здесь главный, какого будет больше. Желто-оранжевый сильный цвет, он хорошо заходит в качестве акцента на чуть приглушенных фиолетовых, голубоватых фонах (насыщенность доминирующего цвета необходимо снизить, что бы цвета меньше спорили и у желтого акцента кроме светлоты было преимущество в яркости). 

Серо-зеленый, сине-зеленый и насыщенная зелень

Желтый и зеленый родственный цвета, в чистом виде дают скучное аналоговое сочитание, но в случае с желто-оранжевым, благодаря значительной доли красного в нем получиться подобрать гармонию с серо-зелеными и сине-зеленым. Насыщенную зелень удачней комбинировать с приглушенными желтыми, успокаивая так кислотность этих цветов.

Количественно чуть здоровей выглядит доминирование желтого-оранжевого с зеленым акцентом.

черный, белый и серый

С базовой ахроматической парой прекрасно сочетается, на любых ролях. Единственное стоит следить за сохранение контраста по светлоте создавая гармонию с белым, а со светло-серым может совсем не сыграть если их тона совпадут.

Красный и красно-фиолетовый слишком близкие к желто-оранжевому, с ними сложные контрастные сочетания не получишь. Не стал их показывать, теряются на фоне остальных.

желто-зеленый затенен красно-фиолетовым

Желтый переместившись на цветовом круге в сторону зеленого двигает свой комплиментарный вслед к красно-фиолетовому, фиолетовый же в этом случае дает неприятные серо-зеленые полутона.

Цветовой круг искусственная конструкция, в закольцованной видимой части спектра поколения художников научились находить закономерности построения цветовых гармоний (не знакомые с художественной цветовой теорией могут поиграться с Adobe Kuler). Мне кажется эта система не работает с желто-зелеными оттенками, для них подобранный по кругу комплементарный не подходит.  Предполагаю его комплементарный должен находиться в невидимой ультра красной части спектра (видима лишь ничтожная доля спектра между прочим), а не имея возможности показать истинный дополнительный цвет не выйдет и создать захватывающие гармонии с желто-зелеными.

Американская военщина между прочим исследовала способ привить человеку возможность видеть в инфакрасном диапазоне. Какую-то пищевую добавку разрабатывали, на основе витамина B, вроде были положительные результаты, но побочно страдала репродуктивная система. Там подробней рассказывают.

Красно-фиолетовый и фиолетовый 

Удается создать гармонию с кислотным розовыми на основе красно-фиолетового и осветленным фиолетовым, доминирующим должен быть желто-зеленый, он слабей и может не хватить силы если его ставить акцентом. Немного непривычно, но эта яркая схема не отпугивает.

Сине-зеленый и красный

С зеленым не стал показывать пробы, слишком ядовито и в то же время скучно выходит, а вот с выраженным сине-зеленым желто-зеленый как акцентный цвет заиграл. В отличии от желто-оранжевого можно пробовать сочетать с красными, цвета теперь отстоят достаточно друг от друга.

Заметка восприятие желтого на Петрике стоит упоминания, хотя считаю ее ошибочной. Уделяя излишнее внимание психологии подобная Гётовщина дает крайне упрощенный, вкусовой взгляд на цвет. Конечно необходимо заложить в произведение настроение, чувство и передать это зрителю, только достигается подобное совокупностью средств, как изобразительны так и иных, а не исключительно цветом. Думаю продолжение популярной заметки не последовало, потому что автору пришлось бы сильно повторяться, ведь приписанные желтому ассоциации подходят и к другим цветам.

Выводы

Желтый глобально представлен двумя группами красок — ненасыщенными укрывистыми железокоисными и в противовес им яркими, полупрозрачными арилидами/диарилидами (кадмиевые пигменты исключаем). Практика показывает необходимо иметь под рукой тюбики с краской обоих типов. Слабые сорок вторые желтые позволяют проще мешать бежевые, песочные и коричневые оттенки, кроме этого ими удобней писать подкладку под якрие желтые поверхности. Сильные же желтые необходимы когда требуется получить яркий цвет, но имея на руках лишь их — затруднительно мешать серовато-желтые тона, приходиться каждый раз приглушать комплиментарным. Каждая группа включает по три монопигментных тюбика, из которых рационально иметь лишь по два, в основном что бы не путаться в похожих тонах. Подойдут пары охра светлая и охра золотистая/сиена натуральная, желтая темная и лимонная/желтая светлая.

Затенять желто-оранжевый стараться исключительно комплиментарной фиолетовой темной, в крайнем случае можно использовать сиену жженую (вторичный оранжевый плюс черный). С желто-зеленой тоже самое, но для нее p.V.23 не лучший выбор комплементарной.

Высветляется белым без ограничений, малая разница между тонами защищает от размыливания.

Желтый светлый цвет, необходимо выдержать сильный внутренний контраст между светом и тенью. Его красить даже посложней чем белый, ведь кроме прочего прийдется следить за чистотой и насыщенностью цвета.

Прежде чем браться за желтый надо решить — насыщенный или приглушенный, к зеленому или оранжевому ближе оттенок. Исходя из выбора использовать определенную краску, даже ограничив себя четырьмя желтыми можно запутаться. 

Краски этого цвета не укрывистые, ближе к полупрозрачным — важно учитывать тон и цвет подложки. Проще яркий желтый получить работая от светлого к темному, то есть покрасить/загрунтовать объект белым, покрыть его желтым и его затенять. Если наоборот, то как вариант перекрыть темный фон желтоватым коричневым цветом на основе более плотных железокоисных красок, а затем уже по подкрашенной подложке получить добиться яркого цвета чем-нибудь из арилидов/диарилидов.


История

Пастуро еще не написал отдельно книжки про желтый и хорошо, ведь после первых двух пошли повторения и высосанные факты. Ограничусь записью известного мне о истории этого цвета, немного совсем:

Желтая и красная охра древний краситель, знакомый еще первобытным людьми. В книге Станислава Дробышевского  «Байки из грота» через раз упоминается использование охры, не только для наскальных рисунков, но так же в похоронных и религиозных обрядах. Конечно активно применялись и другие красящие средства, такие как сажа, природный мел и растительные красители. Лишний раз напомню, первобытные общества выделяли три основных цвета — красный, белый и черный.

Первые краски создавали на основе охры, с жиром в качестве связующего.

В Древней Греции желтый один из четырех главных цветов, символизирующий стихию земли. Уже наверно все знают что античные скульптуры полностью красили, желтая и красная охры активно применялась в этом деле (некоторые не могут покрасить несколько десятков миниатюрок, а предки статуи в промышленных масштабах малевали).

Текстиль в античные времена окрашивали растительными красителями, например относительно дешевой мареной в красноватые коричневые оттенки и резедой в желто-коричневые цвета. Насыщенный желтый получить трудно, необходимо подготовить максимально возможно белую ткань и использовать яркий краситель из шафрана.

Касательно восприятия — ценилась яркость и чистота желтого. Насыщенный желто-оранжевый выражал чистоту и постоянство, желто-коричневый же считывался бедненьким нейтральным цветом, без негативных ассоциаций.

О применение в Средневековье мало знаю, единственно что желтому добавилась/усилилась ассоциация с золотом, да в текстильной промышленности и живописи этот цвет все так же применялся, разве что немного менее активно ведь другие цвета отвоевывали себе место.

Касательно истории желтых пигментов, кроме употребляемой на протяжении всего времени охры, в древности применяли краски на основе окись свинца, а так же сернистого мышьяка. Могу предположить они все ярче охр, это единственная причина существования этих ядовитых, трудных в получении красок. Настоящий взрыв появления новых желтых пигментов случился в 19 веке — кадмиевые, сурьмянокислый свинец, хроматы бария, стронция или цинка (все это металлы, ну а что еще превращать в желтый как не сероватый нейтральный материал, да и некоторые из них даже в белый перевести получается). Увенчалось это изобретением великолепных синтетических органических пигментов арилидов, диарилидов.

Что происходило с красителями на протяжении времен не интересовался, знаю лишь забавную историю одной акварельной краски. Индийская желтая — популярная краска начала-конца 19 века, производилась в городе Мунгер, индийского штата Бихар. Красящее вещество получали из мочи коров накормленных листьями манго. Примечательно что эти листья ядовиты для коров, индусы травили священных животных ради получения прибыли, перестали лишь как только на рынке появились дешевые конкуренты.


Все, в следующий раз оранжевый цвет он же телесный (не политкорректно и не правильно, но вот так удобней) и коричневый. Чем скорей разделаюсь с оставшимися цветами, тем быстрей возьмусь за структурирования для себя принципов применения цвета в композиции.

2019   как?   Ладога