Rose debug info
---------------

Scalecolor Artist

Приобрел новые краски.

Полная серия, предсказанные девять наборов по шесть тюбиков в каждом.

Мне была известно о «Scalecolor Art» лишь из описания в рекламной брошюре и обзора блога MV. Сильно упрощая — ультра матовая краска а тубах, в среднем немного с более насыщенными цветами (чем у дешевых) и позволяющие легче делать плавные переходы. Последнее выделено в подназвание красок. Подобного ожидания оказалось достаточно для решения о педзаказе, рассчитывал как минимум найти им применение в росписи фентези фигурок Moonstone.

Уже привык к «Ладоге» дающей предсказуемый результат в работе, эти же краски полная неизвестность, так что повнимательней рассмотрел новую палитру, сделал пару проб и сравнить результат с «Ладогой».

Палитра

Производитель, Scale75 написал на тубах пигментный состав, что экономит много времени в понимании этой палитры. На некоторых цветах ограничились написанием лишь двух основных пигментов из явно трех и более составляющих. Мне думается на подобное их в основном вынудило пойти большое количество «моделистских» оттенков в наборе, слишком много получалось бы похожих составов. Подобный подход вынуждает больше предполагать, есть ли в какой конкретной краске добавка неуказанного пигмента и причины такового.

Так же они выкладывали техническую брошюру состава.

Официальная выкраска не информативна, разве только отчетливей видно что палитра «Scalecolor Art» состоит из 48 цветов, с значительной долей серых и коричневых оттенков.

Удобней рассматривать их по наборно, где краски в сгруппированные не строго по цветам, а больше по назначению. Между прочим миниатюры с картинок на коробках окрашены не конкретно этими красками, хотя и аналогичными от этого же производителя. Внутри каждого набора присутствует посредственный буклет, с пошаговой росписью той или иной детали уже оттенками вложенных красок.

«Basic colors»

Набор с базовыми цветами. Белый и черный безальтернативно — оксид титана и газовая сажа. Позиционирующая себя топовой серия не включает цинковых белил, хотя это понятно учитывая зацикленность на кроющей способности.

Между прочим, титановые белили p.W.6 встречаются в различных вариациях под одним номером, бывают слегка серовато-желтыми или с выраженным голубоватым отливом.

Три основных цвета и коричневый идут в тубах без маркировки составляющих их пигментов. Как и черный с белый продублированы в основных наборах, где состав уже прописан.

По невнимательности приобрел его, теперь у меня много запасных красок из которых лишь первые две есть смысл иметь про запас, надо попробовать продать лишнее. Кстати сам по себе выбор цветов под базовые никакой — лишь бы чего предложить по минимуму начинающему.

«Green mile»

В зелени ведущий пигмент — фталоцианин p.G.7. «Sap Green» максимально насыщенного зеленого цвета, по описанию в составе содержит лишь седьмой зеленый, но судя по отсутствию голубого отлива в цвете в смеси присутствует желтый. Подобное встречается у других производителей, так очень сильный отдающий искусственностью зеленый чуть «пачкают», чем снижаю его излишнее силу смешивания и чуть натурализируют оттенок. От аналога из «Ладоги» помимо оттенка отличается отсутствием белил.

Зелено-желтый «Spring green» получен его смесью с диарилидом p.Y.83, а менее насыщенный «Light moss green» c желтой железоокисной p.Y.42, по информации в составе конечно. На деле, первый по цвету отличается лишь немного в сторону желтого относительно выше рассмотренный «Sap green», довольно хрошо попадает в привычный нейтрально зеленый цвет. Второй — заметно менее насыщенный и более светлый.

«Emerald green» зелено-синего цвета плслучен смесью c родственный синим фталоцианином p.B.15:1.

Примечательно отсутсвие окиси хрома p.G.17 , если в «Ладоге» ее наличие еще можно оправдать желанием иметь в гамме нейтральный зеленый, то здесь этот цвет перекрывает зеленый фталоцианин, а зелено-синий оттенок удобней получить смесью, да и трудней выдерживать хорошую палитру с большим разнообразием пигментов.

К ним подложили два оливковых оттенка, «Olive green» и «Earth green» — темные зелено-желтые слабой насыщенности, как указано полученные из смесей желтоватой ржавчины p.Y.42 и темно коричневого оксида железа с примесями — p.Br.7 (бывает всевозможных оттенков, от желтого слабой насыщенности, до весьма темного ненасыщенного оранжевого). Из указаных на тюбиках железоокисных таких выраженных зеленых отливов в оливковых не появилось бы, нужна хотя бы мизерная часть сильного зеленого или сине-зеленого пигмента (фталоцианинов), тем более для лучшего сочетания с другими зелеными в серии.

Обыкновенно пигментная смесью из желтых железоокисных (42 или 43 пигменты) и с черной ржавчиной p.Bk.11 получают умбру натуральную, слабый темный коричневый с зеленым отливом. Более яркий p.Br.7 не сможет заменить одиннадцатый черный в этой роли. Более того, вполне привычная практика, мешать подобной живой оттенок из тройной смеси p.G.7, p.Y.42 и p.R.101, где красный затемняет и обесцвечивает, думаю здесь поступили так же, но добавив p.Br.7 для целей создание более гармоничной палитры, о чем детальней после рассмотрения всех наборов.

«Skin tones»

Набор с «телесными» цветами дает три условно базовых оттенка, среди которых наиболее простой «Pink flesh» — относительной насыщенный розовый, представляющий собой разбеленный красный оксид железа. На тюбике боле сложного «Light skin» указаны белила и желтая охра, но там явно есть тот же красный оксид желез (p.R.101), получился осветленный слабый вторичный оранжевый в противовес предыдущему цвету чуть более натурально подходящий под телесный, но подающийся уже в сильно осветленном виде. Послдений, «Golden Flesh» не столь привычное решение — телесный на основе оранжевого пигмента (p.O.5 разновидность нафтола), весьма насыщенный оттенок в предельно желтой вариации телесного.

Такие краски отображают разные подходы в получении телесного цвета при нейтральном свете. Они не в коем случае не являются версиями друг друга, ошибочно соединять их в росписи одной поверхности. Правильно будет лишь осветлять их белилами, оставляя за собой опцию домешать капельку того или иного насыщенного красного. Не скажу как получить под них тень в этой палитре, слишком путает такое количество коричневатых оттенков и отсутствие многих привычных базовых красок, в «Ладоге» затеняю получившиеся телесные комплементарными смесями, дающими нейтральный коричневый, связкой из фиолетового и желтой охры, либо оранжевого и голубой ФЦ. В целом предпочтительней мешать телесные самостоятельно, регулируя степень разбеления и пропорций хроматических пигментах.

Сюда же вложили монопигментный красный «Crimsom», p.V.19 красно-оранжевого цвета. Всегда хорошо иметь чистые или близкие к тому цвета под рукой.

Дальше идет выраженный зеленоватый оттенок «Moss green». В составе указан яркий желтый диарилид p.Y.14 применяющийся в основном в чернилах, который по видимому и дает смеси похожей на оливковую из предыдущего набора повышенную насыщенность и чуть меньшую силу смешивания (последнее указано в тех. брошюре и в целом ожидаемо для краски включающей ярко желтый пигмент). Кроме того, цвет гораздо темней «Light moss green» из зеленого набора.

Последний — «Burnt skin», не насыщенный коричневый на гране перехода в оранжевый. Указанный состав из связки p.Br.7 c p.Y.42 не даст такой цвет, скорей всего в смеси доминирует p.Br.7 и был был добавлено совсем немного p.R.101 для более красноватого результата.

«Wuthering heights»

Целый набор коричневых в добавок, ничего не поделать, хоббийные краски с их задачами. Опять же доминируют пигменты на основе окиси железа. Состав из двух позиций во многих случаях явно не может дать полученный цвет.

На основном коричневом «Burnt sienna umber» указаны p.Br.7 и p.Y.42, с которыми цвет вышел скорей более желтоватый и не слишком темным, на деле же это довольно темный и насыщенный коричневый (из оранжевой части спектра естественно). Скорей всего там как минимум доля p.R.101 и вероятно капелька чего-то для чернения.

«Burnt sienna» максимально насыщенный коричневый, на гране перехода в оранжевый, в котором должна включаться изрядная доля p.R.101.

Интересна краска «Wood», светлого цвета выгоревшего на солнце дерева. Такой серо коричневый оттенок выходит из осветленного и обесцвеченного оранжево-желтого, чуть сдвинуть смесь в сторону красного и выйдет грязный телесный. В составе указан p.Bk.11 и p.R.101, конечно есть и не обозначенные белила. Думаю может оказаться и не насыщенный желтый для получения вторичного оранжево-желтого, хотя я не работал с одиннадцатым черным, вдруг лишь его достаточно.

«Raw umber» коричневый с доминирующим желтым, дающим едва уловимый зеленый отлив. Указаны p.Y.42 и p.Br.7, наверняка есть еще черный железоокисный. «Burnt umber» гораздо более темного цвета, больше черного в смеси.

«Dark brown ochre» максимально темный коричневый оттенок фиолетового отлива, что бы цвет не пропал и не вышел простой темно-серый в краску на основе p.Bk.11 добавлен красный хинакридон p.V.19 (не знаю какой именно модификации, вероятно фиолетово-красной), не вижу смысла иметь там чего-либо помимо этих двух.

Вроде и громадный выбор (учитывая близкие коричневатые оттенки других наборов), но по факту это больше путает, нежели дает простор для творчества и развития.

«Empire of the sun»

Желтый набор дает три условно монопигментных краски, другие чуть более сложные.

«Primary yellow»- насыщенный диарилид p.Y.14, больше подходящий под желто-зеленый. «Yellow ochre» и «Raw sienna» — привычная желтая окись железа p.Y.42, вторая немного более темная (вероятно чуть доминирует указанный p.Br.7 по сравнению с первой).

Очень светлая краска «Vanilla Yellow» интересна пигментом p.Y.53, оксидом никель титана светло-желтого цвета (немного токсичен, может вызвать аллергическую реакцию при попадание на кожу), который смешан с тем же диарилидом p.Y.14. Можно сказать это осветленная вариация предыдущей.

«Intense yellow» — желто-оранжева краска из диарилида p.Y.83 смешанного с арилидом p.Y.3. Нормальный способ получить нетоксичный средний желтый в современных красках.

«Naples Yellow» — p.Y.3 с добавкой p.O.5 и изрядной долей белил. Снова осветленный желтый, в этот раз более оранжеватый. Думаю производитель дает моделистам яркую желтую укрывистую таким единственно возможным образом, добавив белил. Отличия от предыдущей краски обусловлены скорей желанием не повторяться и создать чуть более разнообразную, но одновременно близкую гармоничную палитру желтых. Это актуально и для «Vanilla Yellow».

«Shades of grey»

Никуда в моделистких красках не уйти от кучи серых. Не то что бы я против, базовый серый в палитре экономит время, но вот такое их количество перебор. Трудно что-то сказать по ним, ну серые и серые, четырех различных оттенков. Состав у них конечно не полностью отображен, не информативен.

Приятно что здесь скорей всего серая база получена из смеси черной окиси железа p.Bk.11 и белил, подобный оттенок естественно не получить из сажи газовой с белилами, что чуть более обосновывает наличие таких серых. Подход характерен для испанских художественных красок.

Здесь три светло-серых «Buff», «Pearl grey» и «Violet grey», да один темно-серый «Green grey». Все с выраженным хроматическим оттенком.

«Sweet dreams»

Еще один набор «серых». Стоит понимать, набор с по большей части просто сильно разбеленые и/или слега приглушенные черным красками этой же палитры.

Заметное исключение, пастельный фиолетовый оттенок на основе диоксазина p.V.23 и хинакридона p.V.19 (фиолетовая версия скорей), в серии нет красок из которых точно такое можно получить. Забегая вперед, вообще нет нормального фиолетового, необходимой краски для тех, кто смешивает цвета.

«Vhanilla white» белый с легким желтым оттенком, а «Off white» тоже, но едва темней (включен p.Bk.11).

«Artic blue» и «Pastel green» скорей светло-серые с оттенками. «Pastel blue» заметно более цветной, лучше воспринимается как пастельный цвет.

«Thin red line»

Возвращение к цветным, набор красных с двумя монопигментными красками — «Primary red» с красным нафтолом p.R.112 внутри и «Magenta» с хинакридоном p.R.122. Все более менее привычное, что и в «Ладоге». Надо пробовать и сравнивать, надеюсь есть смысл использовать новые вместо старых.

Оранжевый «Orange» — смесь двух нафтолов, выше применявшегося в телесном да одном из желтых p.O.5 и красного p.R.112. В палитре нет максимально насыщенного оранжевого на яркой монопигментной основе, зато тот что намешали будет лучше гармонировать с красной палитрой, есть общий пигмент.

Пурпурный «Purple» и фиолетовый «Dark violet» получены соединеним хинакридона p.R.122 c привычным из «Ладоги» диоксазиновым фиолетовым p.V.23 в первом случае и с красно-фиолетовым нафтолом p.R.146 во втором. Уверен состав на тюбике «Dark violet» совсем не полностью отображает действительность. Таких двух красно-фиолетовых не хватит для получения фиолетового оттенка, нужны еще сильный фиолетовый пигмент или хотя бы что-то черное. Повторюсь, жаль они ограничиваются написание не более двух основных пигментов и по видимому в некоторых случаях опускают присутствие белил или черной.

Между прочим, цифры в пигментных индексах имеют значение. Чем меньше число, тем оттенок должен оказать чуть более левей по цветовому спектру и наоборот. Абсолютно этой системе нельзя доверять, она не строгая и попадается много исключений, но хоть что для ориентира когда нет под рукой таблиц.

И столь необходимая укрывистая красная окись железа p.R.101 здесь представлена в тюбике «Red ochre». Помечена примесь p.Br.7, скорей в малом количестве.

«Oceans six»

Последний, с голубыми и синими. Два монопигментных «Primary blue» и «Cobal blue», оба с фталоцианином p.B.15 в немного разных модификациях и изрядно осветленные белилами, присутствие которых конечно не указано на тубах.

Пятнадцатый синий используеться в пигметной смеси двух других красок. В «Turquose blue» вместе с p.G.7 для получения бирюзовой, а в «Prussian blue» с черной газовой сажей дающей темно-голубой.

В двух тюбиках присутствует искусственный ультрамарин p.B.29, так не понравившийся мне в «Ладоге», при том сразу в смеси с родственным p.V.15 (кальцированная смесь p.B.29 с небольшим количеством хлорида амония). Получились нейтральный синий «Light ultramarine» и сине-фиолетовый «Dark ultramarine».Им конечно найдется применение, но на мой взгляд выбран пигмент с слабой окрашивающей силой и для получения такого же цвета выгодней прибегнуть к смеси p.B.15 и p.V.23 (что возможно в «Ладоге», здесь же нет этих пигментов в чистом виде по отдельности).

О выборе красок в этой палитре

Они довольно сильно отличаются от привычного художественного акрила («Ладога», «Vallejo Acrylic Artist Color», «Maimeri Polycolor» и т. п.) по представленным цветами и используемых пигментных комбинаций, выбранных пигментов. Причины такого кроются конечно в задачах стоящих перед ними.

Это моделисткие краски созданные для покрасчиков редко смешивающих краски, в большей степени предлагающие готовую ограниченную палитру, цвета которой немного сближены друг к другу. Такое положение облегчает получение гармоничных сочетаний, но ограничивает возможности, затрудняя смешивание цветов и не позволяя выйти за рамки уже готовых красок (по насыщенности и чистоте цветов).

Достигается это вкраплениям в пигментные смесях объединяющих элементов и исключению некоторых трудных пигментов. Этими соображениями по видимому и обусловленно включение p.Br.7, как объединяющего во все коричневые, а так же такой сложный оранжевый и фиолетовые, по которым не дают максимально насыщенные монопигментные краски.

В родственной серии красок «Scalecolor» испанцы прибегают к затемнению комплементарными (в тех зеленоватыъ красках что я пользовался попадались не перемешавшиеся частицы красного пигмента, в двух банках различных оттенков), здесь в малом объеме они могут так же добавлять подобное в смеси.

Пробы

Было бы ошибкой мазать по бумаге и пытаться понять что-то по результату, ведь применять краску буду в росписи миниатюр, на не впитывающей поверхности со сложной геометрией ее и надо пробовать. Кроме того, сразу надо исключить желание открасить какую-либо фигурку полностью, это лишь тестовая мазня, детальный покрас займет много времени и по причине того, многие ньюансы новых красок могут оказаться скрыты за сложной росписью.

Выбрал залежавшиеся миниатюрки, которые вряд ли бы в обозримом времени взялся открашивать:

Крупней. Сможет ли кто найти места покрашенные «Ладогой».

Фигурки скелетов слева на право, окрашены: Ладога «ФЦ зеленый», Scale Art «Sap green» с белилами и он же не разбеленый. Левая сторона синей фигуркой окрашена ладогой, а правая Scale Art, с черной тоже самое. На оставшихся трех миньках пробовал исключительно Scale Art.

Начал со сравнение краски «Sap green» с доминирующим p.G.7 с похожей из «Ладоги». В «Scalecolor Art» седьмой синий дан не разбеленным, а в отечественных исключительно сильно осветленным, пришлось добавить титановых белил для получения близкого по светлоте результата. Оставляя позади небольшое различие в оттенке (см. выше в наборе с зелеными), «Ладога» чуть более насыщенны звонкий цвет. Оба покрытия имеют легчайший блеск (природа фталоцианиновых пигментов), но у нашей чуть меньше. Наносил краску с аэрографа, «Scalecolor Art» ожидаемо потребовало меньше расхода и быстрей была нанесина.

Далее отдельно нанес чистый «Sap green», лишний раз убедившись в блеске красок состоящих из фталоцианиновых пигментов. Небольшой сатиновый отблеск конечно, но это уже совсем не ультраматовая поверхность.

Конечно необходимо было сравнить и пятнадцатые синие, которые у «Scalecolor Art» даны исключительно в сильном осветлении, пришлось наоборот в этот раз разбелить краску из «Ладоги». Получилось очень похоже, но у отечественной цвет вышел едва различимо менее чистым. Кроме того, испанци предлагаю две краски на основе разных модификаций p.B.15.

Интересно различие подходов, в «Scalecolor Art» случае зеленой фталоцианин дан в насыщенном виде, синий — разбеленном, а в «Ладоге» наоборот. Наверняка в нашей краски так же есть ограничение палитры, не такие капитальные, согласно которым слишком насыщенный зеленый больше мешал бы.

Сравнение белого и черного показали лучшую укрывистость испанских белил. Удивительным оказалось легчайший блеск «Art black» в сравнение с ультра матовой отечественной «сажей газовой». Не принципиально, но все же.

На оставшихся фигурках поробовал различные цвета (одной нет на фото, уже позже проверял на ней коричневые и серые). Сразу видно, несмотря на нанесения красок прямо из тюбика — друг с другом все цвета сочетаются гармонично. Результат не насыщенней доступного из «Ладоги» (по фиолетовому и оранжево наша явно переплюнет эти краски). «Scalecolor Art» более укрывистая, часто требуется два-три тонких слоя для перекрытия подложки, но с отечественным бывает и шести слоев не хватает. Расход будет меньше чем у дешевого акрила.

Отдельно стоит заметить поведение красок при сильном разведении, консистенции для росписи малой миниатюры. «Scalecolor Art» отлично показывает, в отличие от «Ладоги» получаеться более однородный, плавный слой. Небольшой опыт работы с близкой им родственной серей красок «Scalecolor» показывает, что ими гораздо легче получить качественный плавный переход («Ладога» при значительно разведении выдает неравномерно прокрашенный слой, часто приходиться больше бороться с непредсказуемо образовавшимися пятнами, долго и во вред плавности градиента).

Касательно мелкодисперсности, по моему опыту это влияет по большей части на силу смешивания красок, будет ли она доминировать в новом цвет и на сколько. Именно по причине мелкодисперсности фталоцианины так сильны в смесях (мельчайшие частицы с больше вероятностью обходят крупные). Не понимаю почему этой характеристике уделяется много внимания.

В итоге

Открытия с этими красками не произошло, да и не могло быть. Моделисткие краски мягко говоря не находятся на краю технологического прогресса лакокрасочной промышленности, как и художественные. Не может ни с чего появиться чего-то прорывное в них, только пылью в глаза, оголтелой рекламой и упаковкой получаеться создать «новые краски». Я купился на рекламу подстегнутую давним желанием наконец взять полный набор моделистких красочек.

Теперь же приобретя, прийдется найти им применение согласно их сильным сторонам. Это будет сочетание малого количества «Scalecolor Art» с основными красками «Ладоги», взятое под конкретные задачи ограниченных палитр проектов. Например серые найдут применение в росписи имитаций металла, но не отдельно по себе, а выборочно один или два тюбика в роли удобного медиального цвета.

Под конец остаеться сравнить цены. Такие испанские краски (48 тюбиков в 20мл) обойдутся примерно в 14500-18000р (включая доставку и в зависимости от наличие скидки предзаказа, которой по идеи не будет когда их выпусятят в продажу), что даст 300-375р за тюбик. В серии «Ладоги» 18мл тюбики есть только в наборе, очень грубо исходя из его цены и добавляя сверху за недостающие 2мл — выйдет 92р за тюбик. Стоимость «Scalecolor Art» в три или четыре раза дороже питерской дешевой серии красок.

Обзор поверхностный, надеюсь в процессе работы узнаю новое о этих красках.

Внизу кикстартер страницы проекта несколько ссылок на обзоры красок многих других покрасчиков.

2019   как?