Покрас зимних немцев
Недавняя работа над фольксгренадерами заняла чрезмерно много сил — хорошо бы понять причины этого и придумать как ускорить процесс в будущих проектах. Заодно раскажу на память как их красил.
Конвейерная роспись
Несмотря на написаную около года назад критику конвейрного подхода, взялся работать одновременно над группами по десять фигур, крася попеременно по детали на каждой. От такого подхода страдает мотивация, сложная роспись группы фигур значительно растягивается по времени, после каждой покрасочной сессии на столе остается лишь горстка недоделанных миниатюр, и продолжать работу дальше получается только через силу. Если бы я делал по одному или двум готовым фольксгренадерам за покрасочную сессию, обыкновенно вечер — наглядный результат труда стимулировал бы продолжать работу. В минусы одновременной росписи кучи солдатиков стоит записать опасность растиражировать на всю группу ошибку в покрасе.
Определил себе принцип на будущее — красит за одну сессию такое количество миниатюр, которое успею доделать полностью или близко к этому.
У меня было заблуждение что конвейер ускоряет работу росписи минек, вот где-то в подкорке сидело. Конвейер на заводах форсирует время создания изделий благодаря упрощению и разделению труда между кучей народа, работающих одновременно. Каждый рабочий выполняет лишь одну операцию, не отвлекаясь. Конечно под такую задачу человека дешевле нанять и обучить, Форд в своей биографии подробно про это рассказал. А один художник работающий одновременно над кучей миниатюр — глупо, он просто усложняет себе работу. Обычная арифметика, от перемены мест слагаемых сумма не изменяется, все равно все прийдется прорисовать, какая разница одновременно или по одной.
Роспись лиц
В прорисовки телесного первым делом — нанес подходящий локальный цвет, который останется только слегка (!) затенить и высветлить. Контраст между светом и тенью получиться сильным за счет разницы между темным в районе глазниц и ярко освещенными скулами, носом и надбровными дугами, но в целом локальный цвет важно держать доминирующим. Работа сводиться к выделению деталей светотенью и добавление оттенков.
Для европеоида нужен довольно светлый неяркий розовый, если мешать из Ладоги — белила плюс вторичный оранжевый, из смеси охры и английской красной например. Если цвет вышел чересчур ярким, достаточно погасить его микро капелькой синей ФЦ.
В этом проекте упростил себе работу, использовал три баночки телесной краски Vallejo. Валялись без дела года с пятого или шестого, не засохли. Названий не знаю, стерлись, на вид средняя телесная, светлая и практически белая. От подобных смесей Ладоги только чуть лучшей укрывистостью отличаются.
Тени проливаю жидко разбавленной смесью фиолетовой темной и охры золотистой. Выделить необходимо район глазниц, под носом, носогубные складки, ротовую щель, под нижней губой, фронтальную плоскость подбородка и под ним, излом формы в районе скул, переход между фронтальной и боковой формой головы.
Не стоит бездумно поливать всю поверхность, рассчитывая что краска сама затечет туда где должны быть тени — не затечет, а лишь испачкает все подряд, приглушит тон локального цвета и запутает форму.
Ни в коем случае не используйте черный в смесях для затенения. В розоватом телесном много белил, и даже малейшее количество черного убьет чистоту цвета, преврати его в серый зеленовато-телесный. Как следствие не стоит брать коричневые для этой цели, их намешивают с добавленим черного, часто это вторичный оранжевый плюс черный. Пишите тени смесью из комплиментарных.
Далее первое высветление и по совместительству восстановление локального тона в местах куда случайно попала жидка краска тени, советую взять цвет немного посветлей локального. Необходимо покрасить нос (Полностью спинку и боковые поверхность, не перекрывая основания и тени носогубную складку возле крыльев носа) и условно скулы (Линии от боковой поверхности носа. Одна по нижнему краю глазницы к перелому формы у скулы, другая от туда же но вдоль линии носогубной складки к спайке губ.) Лоб, включая надбровные дуги и впадину в надпереносице, так же на этом этапе красятся в один цвет. Делее высветляеться верхняя и нижняя губы, верхняя плоскость подбородка. Если слеплены веки — аккуратно выделяем и их.
Задача выполненного — разделить форму на плоскости. Область вокруг глаз и верхняя часть глазниц впадают внутрь, уходя в тень. Лоб и нос со скулами выдвигаются вперед, выделяя важную зону глаз.
Второе высветление добавляет детализацию в области лба и носа, веки можно уже не трогать. В верху надо выделить надбровные дуги и часто выделяющуюся складку между ними, на носу же прокрасить спинку и крылья одним тоном (но можно уже наметить форму кончика). Для верхней губы это последнее высветление, акцентировать внимание стоит на областях ближе к ротовой щели. Необходимо так же проработать складку под спайкой губ, это важная точка, особенно при закрытом рте.
Третье высветление тоже самое, только чуть уменьшается зона. На носу активней выделяю кончик носа и прорисовываю его крылья, те дроблю форму.
Тонировка носа, губ и ушей (если на миньке они открыты) добавляет жизни лицу. Губы очевидно отличаются оттенком, а вот нос и уши краснеют на морозе или становятся таковыми на просвет. Покрываю их глазировкой — разбавленной краской в смеси с матовым медиумом, с ним краска не растекается. Нос красно-оранжевой, губы с добавлением капли фиолетовой к той же смеси (серый фиолетово-голбой оттенок получается).
Что именно так раскрашивать дело вкуса и ситуации, можно вместо носа красноватым подчеркнуть скулы или например выделить серо-голубым веки.
Расстановка бликов последняя операция, работаю практически белым цветом. Ставлю их на надбровных дугах, выделяю тонкой линией грань нижней части глазницы и точку излома формы на скулах. На носу выделаю спинку и кончик, ставлю маленький блик на крыльях.
Разрезы глаз еще раз точечно проливаю смесью для тени, что бы подготовить их к отрисовки (совсем немного темней телесной тени должно получится). Так же поступаю в случае открытого рта, а зубы аккуратно прорисовываю маленькой кистью, буквально три-четыре светлые полоски получается сделать. Если необходима щетина — тонирую серо-голубой краской, желательней полученной из комплементарных.
Ниже примерная схема процесса.
В финале рисую глаза.
Первая хитрость в прорисовке подобной мелочи состоит из использования замедлителя высыхания, микроскопическое количество краски не высохнет на кончике кисте прежде чем ту поднесут к миниатюр, а в случае ошибки долгосохнущий мазок легко стереть. К сожалению замедлитель не применим на крупных поверхностях, с ним страдает адгезия краски.
Вторая — рисовать зрачок прорисовкой обрамляющего его белков глаз. Не надо красить всю поверхность глаза светлым, а потом пытаться поставить ровную темную точку в нем, так легко ошибиться. Удобней поставить одно или два светлых пятна белков, а оставшееся темного пространство пускай считывается как зрачок. Уже по обрамленному таким образом зрачку можно добавить точку более темного тона, увеличив контраст, но чаще хватает и первого действия.
На миниатюрке в виду микроскопических размеров разреза глаз получиться разглядеть четыре положения/выражения: направления взора влево или вправо, по центру, пустые белки. Очень простые первые два, если есть проблемы с отрисовкой, например плохо слеплены глаза — используйте их. Получиться нарисовать конечно еще и направления глаз вверх или вниз, закрытые веки и косоглазие, но это редко используемые вещи заметные преимущественно лишь на фото.
Как-то так.
Статья «как красить лица» из White Dwarf, если вдруг пропустили.
Фельдграу, тонировка пигментом и зимние базы.
Ускорил себе работу приобретя под фельдграу одноименную краску Scalecolor — укрывистая, матовая серо-зеленая. Сложного намеса вещь, точно в основе зеленая ФЦ смешанная с ненасыщенным желто-оранжевым (разного веса пигменты расслаиваются если дать отстоятся), попадаются микро частички слипшегося красного пигмента, которым видимо и приглушали эту смесь. Матовый финишь и укрывистость, характерные для этой линейки, достигают за счет какого-то наполнителя, побочный эффект — заметно темнеют высохнув.
Процесс покраски ткани зауряден — базу покрытую смесью этой краски с сажей газовой высветлил чистым баночным фельдграу и затем следуют три-четыре последовательных высветления добавлением все большего количества охры золотистой и белил.
Добавлю еще о металле на оружие. Пробовал красить его сложно, с проливками и аккуратным лайнингом — выходило долго и не красиво, а вот обычная сухая кисть по черной базе показала достойный результат. Одно условие, металлик под эту технику необходим как можно ярче, чистая серебрянка четко выделяет форму, лишь степенью нажима и количеством подходов варьируется ядреность поверхности.
В финале покраса миньки, с кисти припыляю ее низ и локти рук пигментом и влажной кистью слегка рандомно вычистил от пыли некоторые области. Не фиксирую ничем пигмент, все равно нанесен в малодоступном для пальцев месте, да и если чуть подотрется — под ним покрашенная плоскость, хуже не станет. Рынок кстати предлагает выбор средств фиксации, например это.
Остались базы, интересен снег. Делаю его из соды, пва, воды и конечно белой краски. Читал на Massive Voodoo кучу заметок о способах имитации снега и льда (даже такие ужасные как измельченное стекло, опасная штука), показанные у них способы по мне на вид хуже соды.
Тигр.
Докрасил наконец второй танк.
Понял — не люблю заморачиваться с техникой, она лишь прикольный довесок к пехоте. На роспись этой машины ушло столько же времени, сколько и на полтора фольксгренадера.
Что дальше по Двухе?
Благодаря пластиковому набору коллекция поздних зимних немцев превысила планируемый размер, а раз так — надо добрать по полной. Собираюсь потихоньку приобрести 3-5 единиц техники и пару пушек, новою пехоту если и возьму, то в небольшом количестве.
Время начать параллельно новую армию по двухе, это будут американцы, металлические миньки десантников недавно у меня появившиеся. Надеюсь получиться ускорить процесс росписи, решил больше задействовать аэрограф в этот раз, красить фигурку им в базовый доминирующий цвет формы и делать первое высветление, и конечно не работать конвейром.
И присматриваюсь к третьей коллекции, хочу в светлом будущем пройтись по немцам сорок пятого (итальянцы подождут). Одно условие вывел для себя — вторая и третья армии к болтэкшену должны быть меньше зимних немцев по количеству моделек в два раза, так их будет реальней приобрести и не упоротся крася.
Клевая компьютерная игрушка про наступлении в Арденах, есть продолжение отыгрывающее первый период великой отечественной, но ее не успел попробовать.