Rose debug info
---------------

Оранжевый

На удивление многогранный цвет представленный группой коричневых, телесных оттенков и насыщенного оранжевого в крайнем проявлении. 

Часть спектра с оранжевым в центре. Сверху обесцвеченная на четверть и осветленная в половину, снизу — так же, но затемненная.

В палитре Ладоги один монопигментный тюбик этого цвета — «оранжевая». Кроме него есть намешанный коричневый «сиена жженая» из вторичного оранжевого с черным.

Дикетопирролопиррол (ДПП) 

Пигмент p.O.73 — насыщенного оранжевого цвета с красным отливом, полупрозрачный и матовый. Относиться к группе современных синтетических органических дикетопирролопирроловых пигментов, запущенных в производство в 1986 году, через двенадцать лет после изобретения (создатели держали в тайне факт получение нового вещества пока не наладили промышленный выпуск). Светостойкость, устойчивость к химическим веществам и нетоксичность делает ДПП привлекательными пигментами, несмотря на высокую стоимость.

Группа состоит из двух оранжевых (p.O.71, p.O.73) да четырех красных (p.R.254, p.R.255, p.R.264 и p.R.274), из которых в Ладоге помимо названого присутствует «краплак красный» p.R.264. Семьдесят третий оранжевый благодаря стойкости и внешним качествам популярен в окраске автомобилей.

Разбеление оранжевой «титановыми белилами».

В чистом виде довольно насыщенная, даже кислотная. Отойдя в сторону — ради такой яркости в палитре необходим оранжевый пигмент, смешав красную и желтую не получишь столь же сильного цвета.

Осветленный оранжевый превращается в розовый, о котором подробней написано чуть ниже, стоит обратить внимание что чем светлее, тем отчетливей эти две версии одного цвета воспринимаются как совершенно разные.

Слева смеси с «сажей газовой», справа — комплементарной «голубой ФЦ».

Затенение так же изменяет до неузнаваемости, обращает в коричневый. С черной результат всегда имеет заметный оранжевый отзвук, так же смесь выходит относительно укрывистой.

Использование комплементарной краски дает более нейтральный оттенок, близкий к черному, наиболее темный из всех возможных пар. Кроме того смесь полупрозрачна, как и составляющие ее краски.

C «фиолетовой темной» слева и «зеленой ФЦ» — справа.

Смешивая с фиолетовой получаются красно-коричневатые оттенки, так же саму фиолетовую краску удобно приглушать оранжевым. 

Зеленая наоборот гасит большую часть красного, в остатке желто-коричневатый оттенок на пределе, еще немного в сторону зеленого и выйдет оливковый.

Остаточный оранжевый

Это один из трех вторичных цветов, производное красного с желтым. 

На практике иногда удобней получать богатую палитру телесных и коричневых используя оранжевый произведенный смесью красного с желтым, особенно из укрывистых железоокисных пигментов. Для проб с таким вторичным цветом ограничился тремя красными и двумя желтыми, в крайних их проявлениях. 

Слева «охра светлая», справа — «желтая темная» последовательно смешанные с «красной», «розовой темной» и «английской красной».

Смеси с красной-оранжевыми «красной» и «английской красной» предсказуемо дают выраженный оранжевый цвет, а с красно-фиолетовой «розовой темной» — слабый, заглушенный нейтральный красный.

Желто-оранжевая «желтая темная» с «красной» выдали оранжевый лишь немного не дотягивающий до чистоты семьдесят третьей оранжевой, лучший вторичный который можно получить.

Коричневый 

Есть в Ладоге и две готовые коричневые краски. Обе сложные, намешанные из трех пигментов.

«Умбра жженая» и «сиена жженая»

В «Умбре жженой» применили единственный в палитре коричневый пигмент — p.Br.6 смешанный с родственным одиннадцатым черным и красной гидроокисью. Краска с едва заметной фактурой, по видимому это досталось от составляющей ее черной.

Шестой коричневый — темного красно-коричневого цвета, укрывистый. Это синтетический неорганический пигмент, получаемый доработкой черного оксида железа p.Bk.11. 

«Сиена жженая» — зачерненный вторичный оранжевый, из желтой и красной гидроокиси железа. Краска дает покрытие с легчайшим глянцем. Эти три пигмента (p.Bk.6, p.Y.42 и p.R.101) прочно заняли нишу имитации землистых оттенков, ими сделано большенство коричневых в моделистких красках.

Попробовал получить похожий оттенок, наиболее близкий результат к «сиене жженой» выходит с преобладающим красным в смеси.

Кстати натуральные природные оксиды не добывают сейчас, произведенные из них пигменты p.Br.7, p.Y.43 и p.R.102 не найти, распространены лишь синтетические оксиды железа (цветовой индекс натуральных на плюс единицу отличается от синтетики).

Телесный цвет

Вынужден пересмотреть часть написанного о телесном в заметке «мутатавви’а, пошаговый покрас», меня занесло тогда с объяснением причин различия оттенков на коже, надеюсь исправиться:
 
Людям важно уметь видеть малейшие изменение в оттенки кожи собеседника, как дополнительном источнике информации о его здоровье, реакция на твои слова и действия, образе жизни и принадлежности к расе. Весьма усредненный телесный у европеоидов — до передела осветленный оранжевый, допуская значительный сдвиг в сторону красного, вплоть до выраженного розового телесного. 

Кожа человека полупрозрачная белая ткань цвет которой в основном формирует меланин, темный коричневатый пигмент усредняя, основная функция которого защита организма от ультрафиолетовых лучей. Его количество индивидуально, зависит от расы и окружающей среды. 

Практически не заметно воздействие другого вещества — каротина, светлый пигмент желто-оранжевого оттенка. У азиатов его концентрация наиболее высока, что придает их плоти легчайший желтый оттенок.

Это живая ткань пронизанная капиллярами, и так как она полупрозрачная, красная кровь участвует в формирование телесного цвета, добавляя выраженный розоватый оттенок. Раздражение кожи, чаще механическое или температурой, усиливает приток крови к «поврежденному» месту, заметно увеличивая долю красного в телесном на нем. Пальцы, нос и уши обильней пронизаны капиллярами, их цвет чуть красней и они легче подвержены раздражению. Эмоциональные реакции, чувства так же вызывают прилив крови к определенным областям, например застенчивость или гнев в крайних проявлениях. Кроме того толщина кожного покрова не везде одинакова — губы, соски и плоть возле слизистых более прозрачны. 

Вышенаписанное проще понять разглядывая фотографии альбиносов, вот лонгрид с добротными фото. Отсутствие меланина превращает кожу в белую простыню, но кровь продолжает просвечиваться придавая плоти розовый оттенок, выглядящий весьма не естественно на фоне привычного оранжевого телесного. Так же степень прозрачности наглядна при «цветение» подкожных гематом. 

Кожа между прочим достаточно глянцевая, это не так бросается в глаза из-за неровностей и светлого телесного цвета, но прийдется брать в расчет расписывая художественные работы. Например крася миниатюры «LotR» в студии ‘Eavy Metal проливают голубой краской район глазниц, что выглядит здраво и добавляет реализма, ведь условно все фигурки этой серии находятся при дневном свете на открытом воздухе, где рассеянный голубоватый цвет отражается в белках глазах и тенях кожи под надбровными дугами. А на темной коже негров глянец естественно заметней, обратите внимания на фотографии сделаный на открытом воздухе — сплошняком голубоватые отражения неба на лбу и висках.

Белок глаз белого цвета, глянцевый. Чаще всего находясь в тени отражает общий рассеянный цвет, благодаря чему может иметь любой оттенок в зависимости от окружения. Если в миниатюре нужно сделать глаза слабо выделяющимися — достаточно использовать базовый телесный для их покраса.

Можно обозначать вены под кожей, в малом масштабе условно конечно и в редких обстоятельствах. Например как на голове миниатюры Манфреда из WFB

Щетину красят приглушенной смесью телесного, серым либо готовой коричневой. Наносить лучше аккуратнейшим доттингом.

И так, чеклист покраса телесного в миниатюре:

  • Определиться с локальным цветом и не потерять его при высветление/затенение.
  • Учитывать правило работы с тоном, как писал в заметке о «черном и белом» — у светлой формы широкий внутренний контраст между светом и тенью, хотя тон тени далек от черного. 
  • Вводить дополнительные оттенки добавляющие живость коже, проще глазировками. Стоит выделять: пальцы рук и ног, уши, нос, под скулами, колени и локти, губы, район вокруг глаз.
  • Затенять без использования черной краски, а голубым или фиолетовым в большинстве случаев. Много белил и желтого в телесной краске, с черным легко скатиться к грязным серовато-зеленым оттенкам. Не пользоваться готовыми коричневыми красками, в них присутствует черный пигмент.

Это поверхностный минимум, в художественной работе вносит коррективы освещение, вкус и задачи покрасчика. 

Розовый цвет как широкое определение включает в себя осветленный оранжевый, красные и даже фиолетовый. Это рассмотрю в будущей заметке о красных, пока сделал картинку — различные типы розовых наглядно.

Не красил темную кожу, мало опыта по ней. Главное отличие от светлой — значительно большее количество пигмента меланина, благодаря чему такой покров менее прозрачен и следовательно красная кровь меньше участвует в формировании общего цвета.

Проект «Humanae» от бразильского фотографа Анжелики Дасс — подходящий референс для изучения локального цвета кожи человека.

Нашлась картинка поясняющая природу телесного. Ховард Лайон взял образцы в ключевых точках и показал их с максимальной насыщенностью, как видно везде оранжевый цвет, вплоть до крайнего красно-оранжевого. На желтый не стоит обращать внимание, он промелькнул только на белках глаз и волосах. Взята оттуда — «Встречайте серый цвет»,  перевод оригинального поста из сообщества muddycolors.

Другие производители

Среди оранжевых пигментов в художественном акриле преимущественно современная органическая синтетика, токсичные кадмиевые (p.O.20 и 23) стараются не использовать, а заменяют их близкими дешевыми и безопасными аналогами.

Кроме ДПП в художественных например встречаются бензимидазоловые оранжевые. Эти молодые не токсичные вещества, впервые появившиеся в 1960г, варьируются цветом от желтого до красно-фиолетового, светостойкие и яркие — привлекательный заменитель кадмиевых красок, но подводит цена по которой арилид желтый значительно более выгодный. В оранжевом у него напротив меньше конкурентов.

В Maimeri POLYCOLOR  два тюбика монопигментных оранжевых, с оранжево-желтой p.O.36 и чистой оранжевой p.O.62. Предлагается и намешанная телесная краска, что интересно из тридцать шестой оранжевой и фиолетово-красного хинакридона, вполне логичное решение для приглушение оранжевого с выраженным желтым вкраплением. 

Количество пигментов группы бензомидазолов доходит до двадцати двух (Желтые — p.Y.120, 151, 154, 155, 156, 175, 180, 181, 213. Оранжевые — p.O.36, 60, 62, 64, 72. Красные — p.R.171, 175, 176, 185, 208. Даже p.V.32 и p.Br.25 ).

В профессиональной серии акриловых художественных красок «Мастер-Класс», от той же «Невской палитры» — на ряду с ДПП (p.O.73) использован и токсичный кадмиевый p.O.20, применение которого обусловленно позиционированием красок как аутентичными тому, какие пигменты использовали мастера раньше. Таке же и желтые кадмиевые в дополнение к арилидам и диарилиду, кобальты p.B.28 и p.G.50. Увы, нигде нет упоминание об их опасности. Палитра красок включает «неаполитанскую телесную» — осветленной вторичной оранжевой, полученной из желтого арилида p.Y.74 и безводного оксида железа p.R.101.

Коричневый везде преимущественно черный оксида железа p.Bk.11 смешанный с красным, желтым оксидом железа p.R.101, p.Y.42. Эта группа дает укрывистые пигменты, коричневые из них естественно такие же. Иногда примешивают газовую сажу p.Bk.7.

Композиция оранжевого

Первым вспоминается распространенная в современном кинематографе палитра грейдинга «teal & orange». Упрощая это когда цвет в картине сдвигают ближе к одному из противоположных комплиментарных полюсов, голубому либо оранжевому, иногда и увеличивают в догонку насыщенность. Зелено-желтый и фиолетовый при этом страдают, в чрезмерных случаях совсем выпадают из гаммы. Таким методом легко добиться гармонии и глубины, ведь эти два цвета крайне распространены и привычны. 

Атмосфера лучше всего рассеивает синею часть спектра, потому голубоватые оттенки всегда присутствуют вокруг нас. Оранжевый так же постоянно на глазах как телесный цвет и множество коричневых землистых, природных и урбанистических тонов. Два самые родные цвета, цветовая гамма на них всегда работает.

Tiel — переводиться как цвет Чирок, в честь маленькой речной утки назван. Голубоватый чуть в сторону зеленого. Название ради понтов, «blue & orange» звучит второсортно, в ходу бывает еще вариант «аmber & teal» — крайняя степень выеживания, где «оранжевый» заменили на «янтарный».

У некоторых пригорает от засилия «teal & orange» — тыц.

С синими и голубыми тонами

Сочетание оранжевого с комплементарным голубым и близким к нему синему всегда достаточно контрастно. Количественно сосчитается как угодно, но больше всего тянет к практически равному положению где оранжевого чуть меньше, либо так же чуть больше.

В качестве дополнительной иллюстрации — запись зимней Москвы с дрона. Белый снег, здания и остекление отражают много синего, а закат, желтое освещение и материал тех же зданий дают заметную долю оранжевого.

Фиолетовый и зеленый

Фиолетово-оранжевая цветовая схема работает, объединяет изрядная доля красного в каждом, один из них должен доминировать. С зеленым нет созвучия, только взяв его яркую зелено-желтую версию можно построить спорное сочетание через общий желтый. 

С монохромными

Здесь оранжевый лучше всего работает как акцент, только с забирающим яркость белым придется брать его максимально яркую версию.

Коричневый в гармоничных натуральных сочетаниях

С весьма природными коричневыми оттенками лучше работают насыщенные светлые цвета, в первую очередь комплементарный голубой. Зеленый дает с ним очень естественную цветовую гамму, и на удивление желто-зеленый так же работает.

С фиолетовым получаеться скучноватая близкая гармония, даже чем-то аналогавая. Разбеленный фиолетовый дает блеклый розовый оттенок, воспринимающийся рядом с коричневым как его осветленная часть. Вероятно только с крайне кислотным оттенком красно-фиолетового  получиться создать стоящее сочетание.

Как воспринимается оранжевый с соседними желто-оранжевым и красными не описываю — не интересны очевидные сближенные сочетания.

Комбинации телесной с другими цветами не рассматривал, слишком обширна тема и выходит сильно за рамки одного оранжевого. Основные момент в понимании к красному или желтому ближе оттенок кожи, исходя из этого и подбирать гармонию, учитывая конечно светлоту и слабую насыщенность.

Выводы

На практике оранжевая краска преимущественно применяется для приглушения голубого и увеличения насыщенности телесных либо коричневых колеров, которые обыкновенно получены из вторичного оранжевого.

В редких случаях росписи чистой оранжевой поверхности, что бы не перечернить стоит затенять фиолетовой, либо зеленой. Высветлять с добавлением желтой, иначе опасно скатиться в розовый на свету.

Для облегчения можно обзавестись готовыми коричневыми и телесными красками, но ограниченно ведь слишком большое количество подобных колеров запутывает. Полагаю лучше взять один коричневый ближе к желтому, другой красному и уже из двух этих цветов получать необходимы оттенок затемняя или осветляя добавкой оранжевого, желтого с небольшим количеством белил. С телесным посложней — можно брать конкретный локальный цвет, но ни в коем случае готовые смеси для теней или света.


Обойдусь в этот раз без исторической справки, цвет молодой во всех отношениях и буквально до шестидесятых годов позапрошлого века трудно выделить его как что-то самостоятельное. Близкие желто-красные и красно-желтые можно было бы привязать в историю оранжевого, но лучше оставить их как часть наследия лишь желтых и красных цветов. 

С другой стороны коричневый и телесный были всегда, но тема истории восприятия этих цветов слишком обширна, не возьмусь пока.

Первым насыщенным оранжевым пигментом, нашедшим применение у импрессионистов, был «хром оранжевый» p.O.21 — значительно более ядовитый чем кадмиевые, появившиеся немного позже.

Scale75 выпустит краски scalecolor в тубах — все круто, надо срочно на предзаказ набрать.

В следующий раз фиолетовый изучу, что бы довольно громоздкий обьем красных оставить под конец.

2019   как?   Ладога