Rose debug info
---------------

Фиолетовый

Добрался до предпоследнего цвета обзорных заметок по Ладоге. 

Диапазон фиолетового

Видимая часть спектра с одной стороны обрывается фиолетовым цветом, за которым следует не воспринимаемый человеком ультрафиолетовый.  

Цветовой спектр от фиолетовой-синей, до крайней фиолетовой-красной.

Этот цвет не столько распространенный сам по себе, сколько применяющийся в сочетаниях с красным и голубым для получение пурпура и синего цвета, с желтым — богатой коричневатой палитры, а так же варианта розового и обогащения серых тонов. 

Ну и заодно, фотолюминесценция — способность вещества реагировать на невидимую часть спектра переводом полученной от него энергии в видимый свет, чаще ультрафиолетовый свет выступает таким источником. Люминофор или просто реагирующее вещество «подсвеченное» невидимым светом станет испускать слабое видимое свечение, в случае флуоресценции только пока «подсвечены», а при фосфоресценции с длительным послесвечением.

В темноте или полумраке это особо заметно, для безопасного «освещения» исключительно ультиофиолетом достаточно изолировать в обычном свете лишь видимую часть спектра, как это сделано в лампе Вуда. При дневном свете можно добиться чуть большей яркости оттенка, на MV есть старая заметка о применение флуоресцентных пигментов в такой роли. У меня есть две баночки красок fluo (внутри видимо люминофор смешанный с пигментом, и оба близких оттенков) серии Vallejo Model Color, применение которых дает небольшой плюс в насыщенности по сравнению с Ладогой, но удобней брать более качественные краски нужно цвета с обычными пигментами.

В палитре Ладоги представлены два фиолетовых пигмента, при том один из них лишь примешивают к красным и будет упомянут здесь вскользь, а в основном в этом продукте и у других производителей акриловых красок применяют:

Диоксазиновый фиолетовый

Пигмент p.V.23 (и родственный p.V.37)— глубокого фиолетового цвета, в слабой степени полупрозрачный. Этот синтетическое органическое вещество производят в небольшом диапазоне оттенков, с красным или синим отливом (некоторые диоксазины немного различаются кристаллической структурой, что влияет на оттенок).

Довольно современный пигмент, созданный немецкими химиками в конце 1920-х годов, но производить и продавать стали лишь 1952 году. Так как он получается из карбазола диоксазина, иногда его называют — карбазоловый фиолетовый.

Крайне износа и светостойкий, не токсичный пигмент. Например, применяется как краситель в автомобильных красках, для крашения пластмасс и в чернилах.

У Ладоге выпускается в тюбике «фиолетовая темная» с небольшой примесью титановых белил, его и рассматривают в этой заметки. Есть так же «фиолетовая светлая», отличающаяся значительно большей добавкой белил и тюбик «синей», где этот фиолетовый пигмент смешивают с голубым ФЦ для получения выраженного синего цвета.

Разбеление «фиолетовой темной».

В чистом виде весьма темного цвета, относительно остальных красок серии довольно укрывистая. При разбелении цвет немного пропадает скатываясь в серый, не так быстро как в случаях с «окисью хрома» и «ультрамарином». 

В значительно осветленном виде становиться сероватым розовым, заметно теряя связь с исходным цветом. 

Чернение «сажей газовой» и смесь с серым (примитивным, из белой и черной красок полученным).

Затемнять такую темную краску нет смысла, разве что для получения особого оттенка черного. Для такого дела использовал исключительно краску с черным пигментом, подходящего комплиментарного из доступных в Ладоге не нашел. 

Комплиментарным к условному фиолетовому будет зелено-желтый. Чем ближе к красному фиолетовый, тем его дополнительный цвет больше сдвинется к зеленому, в случае фиолетово-синего станет более желтоватым. В палитре Ладоги зелено-желтые естественно только намешанные из желтого и зеленого пигментов, не стал фиолетовый с сними смешивать, либо делать свою смесь — для быстрой работы слишком запутано, да и особого результата не даст это, особо темней не сделаешь, а живописный серый в данном случае получаеться и чистой серой краской.

С другой стороны, смеси с серым дают замечательный живой оттенок. Когда в серый добавляешь оранжевые и красные — получившийся цвет воспринимается слишком близкий телесному, а фиолетово-серый в значительно меньшей степени так считываться. Уверен, для мастерского навыка подбора серых цветовых гамм, при имитациях металла например, надо освоить работу с добавкой фиолетового и серо-зеленым. Напротив серо-голубой же значительно более очевиден, привычен и знаком, а серо-оранжевые (они же серо-коричневые по сути) стоит применять реже.

Получения фиолетово-красной смесью с «розовой темной»

Он ближе к фиолетово-синему, для получения насыщенного фиолетово-красного необходимо смешать с самым ярким красно-фиолетовым из доступных в палитре Ладоги, выбрал «розовую темную» для этой цели. Из-за полупрозрачности этой красно-фиолетовой, новая смесь не очень укрывистая. 

Приглушение различными желтыми. Слева две плашки с «сиеной натуральной», а далее по две с «желтой темной» и «лимонной».

Как сказано выше, не нашлось желтого идеально подходящего на роль комплементарного к данному фиолетовому. Тем не менее, смесь с любым из желтых производит отличные коричневые оттенки. После взаимного сокращения некоторой части желтой и фиолетовой части цветового спектра в темно-серый остается достаточно оранжевого, который уже с этим темно-серым и дает коричневый. Оттенки более живописные чем сложные коричневые из вторичного оранжевого и черной краски, но менее укрывистые. Подойдут для затенения, даже в работе с телесным.

Фиолетовый полученный смесью «голубой ФЦ» и «розовой темной».

Конечно можно получить вторичный фиолетовый, не такой яркий как в монопигментной краске. Так как совсем не пользуюсь «ультрамарином» Ладоги, намешал его из «голубой ФЦ» и «розовой темной». Менее устойчивый и со слабо укрывистый, он может пригодиться только в ограничении палитры для создания цветовой гаммы.

Синий цвет, слева полученный смесью с «голубой ФЦ», справа — «зеленой ФЦ».

Важно уметь разделять синий и голубые цвета, в английском с этим проще, там он всегда называется синим. Голубой это синий более близкий к зеленому, «голубой ФЦ» как раз такой по цвету, а синий ближе к фиолетовому. У меня в палитре нет синего, предлагаемый Ладогой «ултьтрамарин» не устроил, в таком случае единственный способ его получить — мешать голубую с фиолетовым. Можно взять зеленую, но тогда выйдет довольно приглушенный оттенок. 

Другие производители

В целом в художественных акриловых красках чаще встречается диоксазиновый фиолетовый, по выше перечисленным причинам. Кроме него распространены хинакридоны, в Ладоге представлены своей фиолетовой версией — пигментом p.V.19, используемый для корректировки оттенка красного пигмента. Между прочим, к хинакридонам относиться и применявшаяся выше p.R.122 «розовая темная», подробней о этой группе пигментов напишу в заметке о красном цвете.

В Maimeri Polycolor встречается краска с p.V.15 — модифицированным пигментом искусственного ультрамарина. Крайне упрощая, полупрозрачный и более светостойкий чем рассматриваемый двадцать третий фиолетовый.

В исторической перспективе выделяются кобальт и марганцевый фиолетовые. Изобретенные примерно в 1860-х. Первый до сих пор используют не смотря на токсичность, в художественных масляных красках, вторые — прекратили, в виду их слабой силы тонирования.

Композиция фиолетового

Как и в предыдущих заметках о цветах, больше смотрю в сочетания с каким цветом получаеться достаточно контрастными и интересными.  

Гармонично работает с оранжевым, только надо обязательно делать один из них малость преобладающим, иначе такие достаточно близкие цвета слишком будут спорить за внимание. Близкий желто-оранжевый так же сосчитается, а вот более далекий желто-зеленый хорошо играет только в крайних позициях, должен доминировать, либо стать акцентом на фиолетовом.

Зелено фиолетовая композиция более спокойная, в ней стоит брать чуть большее фиолетового. Хорошо считаются все оттенки зеленого, но только светлые тона, иначе гамма выходит скучно темной.

Немного меняется ситуация с голубым цветом, он хорош в преобладании над фиолетовым. Между ними не так много разницы, поэтому один обязан доминировать, и это не фиолетовый, так как при его преобладании цветовая гамма вероятно свалиться в темноту, а отличий яркого голубого цвета не хватит для роли вытягивающего акцента.

Из сочетаний с ахроматическими получилось подобрать лишь вариант с черным акцентом, но для того пришлось брать фиолетовый поярче и светлей.

Из цветовых гамм с фиолетово-красным исключил оранжевый, так как цвета теперь гораздо ближе, чем в выше описанных случаях с фиолетово-синим.

В остальном картина та же, но есть стремление к немного большему количеству красно-фиолетово в комбинациях.

Выводы

Палитра всегда должна включать фиолетовую краску, фиолетово-синего цвета. Фиолетово-красную возможно получить только смешивая ее с доступным самым ярким красно-фиолетовым. 

Цвет редко когда будет использоваться сам по себе, но постоянно нужен в смесях. Надо уметь из него получать коричневые и серо-фиолетовые оттенки, можно так же использовать для добычи синей краски (из голубой).


В этот раз без исторической справки. Цвет молодой и не несет сложной смысловой нагрузки.

В следующей, заключительной заметке рассматриваю красные, обзор которых обещает быть огромным — в палитре Ладоги много пигментов этой группы, доступно изрядное количество литературы по истории красного цвета и кроме этого, напоследок мне надо глубже разобраться в технической стороне красок, что бы закрыть несколько мешающих пробелов в знании. Надеюсь не затягивать с этим.

2019   как?   Ладога