Личный блог о покрасе миниатюр и около.
Навигация по заметкам.

Позднее Ctrl + ↑

Спектр, первая часть отряда черных

Покрасил для черных двух бойцов, снайпера и очередного гранатометчика.

Крупней, фигурки по отдельности — 1, 2, 3, 4 и 5.

Потихоньку доделываю толпу ближневосточных вояк, пускай и маленькими партиями. На фото грязные вышли, но в живую выглядят нормально, даже не смотря на заметный перегиб с контрастом черного и косяка с отрисовкой объёма.

Художка продвигается медленно, в зачаточном состоянии два проекта, оба из пластиковых фигурок ГВ. После металла зачищать и клеить пластик нет желания, сколько напрасного труда. Вот кстати обзор близко по теме пластик против смолы, на примере танчиков.

Последнее время нашел применение замедлителю высыхания, у меня с давних пор валялся Вальеховский. Помогает в отрисовке деталей, узоров и зрачков глаз например — остается время стереть мазок при ошибке. На большей же площади краска с замедлителем ведет себя не предсказуемо, адгезия с поверхностью заметно ослабляется. Вполне можно использовать это вместо масла в отрисовки потеков, по технике описанной Хименезом.

2018   Спектр

Зимние немцы, Bolt Action

Покрасил начальную армию для игры по Двухе, наконец в нормальную игровуху.

Шаг вперед для моей скорости покраса, но надо быстрей. Упрощал прорисовку фигур и частично использовал готовые краски и колера. Достал старый не засохший телесный model color vallejo, взял металлики и горчичный Citadel, закупил под проект баночку Фельдгрэй Scalecolor, остальное — Ладога, из нее же намешал себе теплый серый колер.

С заранее намешанными цветами ускоряется работа значительно. Мне понравился ограниченый подход — в баночках только ключевые цвета, а тень и оттенки для них получаю на палитре, смешивая с основными красками.

Scalecolor оказалась полезнейшей. Идеальными матовостью и укрывистостю удачно дополняет Ладогу, роль для нее — базовый слой. Недостатки — немного расслаивается краска (это вероятно относиться только к этому цвету, он многопигментный) и все же слегка шершавый слой выходит. Для игровой росписи зачетная краска, приобрету еще пару баночек.

Для оформления взял пожухлые пучки Warlord games, обидно что купил их же зимние пучки — отвратительные и совсем не подходят к снегу из соды.

Три четвертых от армии

Фигуры набраны под ростер в 750 очков. Перекачено за счет дорогой пантеры, в будущем постараюсь заменить ее на четверку и двухсотпятидесятый бтр с штурмовой группой бойцов, а пока до тысячи очков добивать буду оставшимися миньками — 75 мм пехотным орудием, огнеметом, панзершреком и артиллерийскими корректировщиками. 8-10 фигурок осталось докрасить.

Крупней — раз и два, отдельно попридираться к деталям — 1, 2, 3 и 4.

Собираю этих ребят из-за интереса к последнему периоду существования Рейха — развал, казнокрадство и простая идиотия. Подобное живописно рассказано в воспоминаниях Отто Скорцени. Поэтому и присматриваюсь к фигуркам итальянцев, вероятно следующими будут — у них это состояние перманентное, с первых секунд войны.

Вот на такой проект армии стоит равняться.

Снова корректирую приоритеты. Это последний день мая, дальше лето в которое займусь наконец художкой, тем более теперь с моими тремя текущими игровыми проектами все в норме, нет завалов. Объявлены регламенты на Мятный дракон (вроде похуже будет прошлогодней) в сентябре и Рубиновую сферу в конце ноября — отличный повод простимулировать себя взяться за давно намеченные миниатюры и научится новым приемам. В блоге летом будет редко что появляться, по игровым проектам объем уменьшу до минимума (заметки по Спектру с одной минькой, а не отрядами, может что малое по Саге и тп.), а заметки по художке подоспеют совсем не сразу. Только так получается переключится и распределить ограниченное время.

Почитать #6

  1. «White Dwarf» Ежемесячный журнал о миниатюрах и играх GW, издаваемый с 1977 года (первые несколько лет миниатюры появлялись только в рекламных вкладках, как сопутствующий товар для ролевок). Нравиться стиль росписи их штатной студии покраса ‘Eavy Metal — лаконичный и яркий, решил целенаправленно прошерстить журнал на предмет руководств и советов по покрасу. Нашел три с лишним сотни номеров, это немногим больше половины всех выпущенных. Читал мастер классы по художественной росписи миниатюр Warhammer, увы их мало, полезное попадалось так же в обзорных материалах о ярких или студийных художниках. Новые знания находил, но все портит подход авторов рассказывать об покрасе крайне поверхностно и частые копипасты из старых статей. Некоторые заинтересовавшие страницы и пара буклетов.
  2. «Building and painting scale figures» Шепард Пэйн. Американский военный историк, моделист и художник. Всеобъемлющая книга о сборке, росписи, конверсии и лепке масштабных фигур. Подход к изложению материала основательный, автор не останавливаясь и не повторяясь сыпет описаниями и советами, подкрепляя солидный объем текста фотографиями работ в процессе, готовых и собственноручно рисованными схемами. Даже в описанных им базовых принципах росписи нашел для себя много нового, например понял как определить допустимую детализацию фигурки в масштабе, оказалось легко. Расположите миниатюру на близком расстоянии к глазам, так что бы та оставалась в фокусе, и сравните на каком расстоянии фигура человека от вас будет одинакового размера с фигуркой человечка у вас перед глазами. На миниатюре стоит обрисовывать не более того что видно на человеке вдалеке. Ныне покойный Шепард успел написать еще три книги, судя по всему такие же исключительные, сильно хочу найти последнюю — о фотографировании миниатюр.
2018   чтение

Спектр, первый отряд ближневосточной милиции

Покрасил малое подразделение — четверо бойцов, пулеметчик и командир отряда.

Крупней и фотки фигур по отдельности — 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7.

На фото оказалось очевидным что белая повязка командира отряда слишком выделяется, доработал ее — красные полоски сделали тряпку гармоничней.

Жаль пока отсутствуют базы, с оформлением подставок станет красивей. Зато попробовал рисовать камуфляж, наделал все возможные ошибки, но в целом мне нравится как вышло.

Выкинул идею сделать общую подставку под армию, приходится перетасовывать планы — слишком ушел в сторону игровых проектов, до сих пор художке не выделяю достаточно времени.

2018   Спектр

мутатавви’а, пошаговый покрас

Возвращаюсь к проекту варбанды для Саги, записал давно запланированный процесс росписи:

В третий раз покрасил военачальника мутатавви’а — на этой фигурке возможно показать все приемы используемые в покрасе варбанды и она мне хорошо знакома. Напрягало повторение сделанного, но так легче вернутся к незаконченному проекту.

Палитра

Использовал краски Ладога, дешевый студенческий акрил. Подбирая цветовую гамму ограничил себе доступный цветовой диапазон, его основа — комплементарная пара голубого с оранжевым, в дополнение к которой позволяю небольшой движение в сторону желто-оранжевого и красно-оранжевого. Проект планировался с более широкой палитрой, был доступен и вторичный серо-зеленый, но на практике решил упростить.

Для реализации этой гаммы взял четыре цветных тюбика — оранжевую, голубую ФЦ, охру золотистую, красную. Из первых двух в большинстве случаев мешал темно-серую. К ним добавил титановые белила и сажу газовую, которую использовал только при росписи металлов.

Оранжевый, голубая ФЦ, охра золотистая и красный. Справа — титановые белила, сажа газовая. Наглядно.

У Джеймса Гарни стоит прочитать про выбор цветовой гаммы посредством ограничения доступного цветового диапазона, о смешивание красок Майкл Уилкок подробно рассказал. Название книг — тут.

Покрас

После подготовки миниатюры (зачистка, установка на штифты и полировки везде куда пролезла стальная вата) задул серым грунтом Vallejo, светло-серый по факту, и приступил к росписи:

Ниже представлены ключевые шаги с плашками намешанных под них оттенков.

Телесный

Предпочитаю с лица начинать, как с самой важной фокусной точки в этой фигурке, и подгонять относительно результата оттенки других частей миниатюры.

Примерный цвет телесного — разбеленный ненасыщенный оранжевый (розового-оранжевый, так проще). Наш глаз различает богатый набор оттенков розовых от желто-оранжевых до красно-фиолетовых, и в цвете кожи белого человека мы с легкостью разглядим небольшие изменения — покраснения кожи, бледность, желтизну, легкие синяки и т. д. Необходимо понимать причины по которым кожа человека меняет оттенок и переносить наиболее значимые изменения в миниатюру, только тогда она станет немного похожа на живую. Стараюсь следовать следующему принципу: места где кости близко к коже крашу чуть более желтоватыми, обычно это не затруднительно — такие поверхности уже являются важными фокусными точками (лоб, скулы, коленный и локтевой суставы) и так или иначе их необходимо выделить. При условном дневном освещении градация цвета кожи идет от коричневого (по факту ненасыщенный оранжевый или даже красно-оранжевый) в тени, до пожелтевшего оранжевого на свету.

Поверх этой базы адресно ввожу красноватые и синеватые оттенки, обычно на выступающие части (нос, уши, пальцы, локтевые и коленные суставы), области вокруг глаз и рта, пигментации и травмы, а так же на сдавленную плоть (сжатый кулак, или часть пятки придавленная собственным весом тела).

Цвет конечно важен, но тон считывается первым делом и ошибка с ним наиболее заметна. Кожа у белого человека крайне светлого тона (проще — светло-серый), чаще светлей лишь белые, и самые светлые из цветных оттенков. Необходимо выдерживать это относительно остальных тонов на миниатюре, перебелишь ее — получится неестественный мелованный материал. Сделаешь темней, до уровня серого или темно-серого тона — выйдет темная загорелая кожа в лучшем случае. Как и у всех светлых тонов, внутренний контраст между светом и тенью в телесном относительно длинный, стоит смело брать различные коричневые уровня сиенны жженой для тени.

Использовал для их получения все цвета палитры, кроме черного.

Телесный намешан из белил, оранжевого и капельки голубого, что бы пригасить цвет. В высветление добавляю больше белили и охры золотистой, а красный и голубой ФЦ использую для тонировки.

Ошибся с ракурсом фотографий — камера снизу дала сильные искажения портящие лицо фигурки. финальная, целиком и с более приятного ракурса.

Крашу пачкая окружающие поверхности, так быстрей. В данном проекте работаю от темного к светлому, но стараюсь отойти от этой практики, трудно контролировать локальный цвет так.

В несколько слоев покрыл все базовым коричневатым цветом (приглушенным темно-оранжевым), который затем высветил до локального тона, самого насыщенного в цветах телесного — розово-оранжевого. Осталось лишь подчеркнуть грани лица и его фокусные точки (кончик носа напр.) разбеленным желто-оранжевым. Деликатная тонировка носа красным и век голубым прибавила жизни лицу, делаются это красками разбавленными до консистенции подкрашенной воды, в два-три подхода. Глаза покрасил серым полученным из базовых комплементарных цветов, такой цвет гармонирует с телесным, так как состоит из тех же пигментов. Зубы сделал аналогичным цветом, но с добавление охры. Поставил темную точку в глаза и прорисовал намек на отдельные зубы. Сделал бороду и наложил подкладку под будущие белые тряпки — посмотреть получилось лицо или нет.

Белый

Сложный цвет для работы, внутренний контраст в нем максимальный.

Высветление белого одной картинкой, последняя — приглушаю синеву лессировками охрой и оранжевой.

Использовал комплементарную пару как основу, белила естественно и немного охры для тонировки в конце. Причина по которой мешаю темно-серый из комплиментарный здесь и на других этапах — ими проще получить живой оттенок, черный пигмент убивает цвет.

Финальные фото этапа — раз и два.

Ошибся сделал подкладку слишком темной, перекрасил ее на более светлую и так получилось — выражено голубоватую. Высветлил постепенно добавляя в комплиментарную смесь все больше белили и немного голубой, хотел не потерять удачный оттенок, но в итоге сделал тряпку скучно синей, пришлось это исправлять тонировкой светлых участков охрой.

Расписывая ткань необходимо следить что бы складки не получались одинаковыми. Если забыться и оставлять в углублениях всех складок максимально доступную тень, то в итоге получиться полосатая форма, испещренная одинаковыми дырками. На начальных этапах покраса стоит некоторые складки нарочно закрасить, оставляя глубокую тень лишь в части из них.

Кожаные изделия

Отобразить под нее материал темно-коричневого цвета с средней степенью отражаемости, полуглянцевый.

Красно-оранжевые цвета ремня и ботинок, справа цвет отражения получаемый лессировкой голубоватым оттенком.

Цвет основы — комплиментарная пара с перевесом в сторону оранжевого, что бы получить теплый темно-серый, с добавление красного в него ради придания нужной насыщенности цвета. Так же доля красного сильней отобьет цвета кожи от телесных. Высветлил добавлением белил с оранжевым и красным, отражения прорисовывал голубой ФЦ.

Целиковая фотка этапа.

От темного ненасыщенного коричневого высветляю к максимально яркому коричневатому цвету который смог получить, затем прорисовываю светло-голубым блик на узле ремня и носах ботинок. Голубоватый в наложении на оранжево-коричневый дал серый цвет блика.

Синий

Выбрал насыщенный голубой цвет с малым внутренним контрастом, главное не перебелить, будет не естественно смотреться и станет похоже на потертую джинсу.

Использовал Голубую ФЦ, белила и немного оранжевой

Тень получил добавлением оранжевого, затемнил и снизил насыщенность так. Светлые области старался длеать максимально цветные, высветлил чистым голубым ФЦ с постепенным увеличением белил.

Зона занимаемая этим цветом крайне мала и не богата на детали, основная задача — выделить контуры этой тряпки, отбив ее светлыми краями от окружающего темного металла кольчуги и черного плаща.

Красный

У меня конечно красно-оранжевый, примерно одинаковый по тону с предыдущим синим.

Использовал красный как основу, для получения оттенков — голубую ФЦ и оранжевый.

Часто покрасчики переживают и ищут способы избежать скатывания красного в розовый при высветление, преимущественно все сводиться к обобщающей тонировке каким-нибудь красным, который прижмет розоватый оттенок света. В действительности же красный темный цвет, легко затеняемый, попытки же экстремально высветлить его выглядят неестественными, в жизни такого не бывает. Это можно обойти осветляя красно-оранжевый через оранжевый, а красно-фиолетовый через голубой, главное делать деликатно. Мне кажется такое читерское осветление выглядит нормальным потому как считываться не чистым красным, а затененным красным оранжевым или зачерненным красным голубом, то есть подмена одного цвета на другой ради упрощения его выделения.

Кольчуга закрашена черным для удобства подбора подходящего тона красного. Фото этапа.

Темную подкладку сделал из красного и голубой ФЦ, высветлил до чистого красного и затем подчеркнул светлые места оранжевым с белилами.

Темно-серый плащ

Черным его трудно назвать, тем не менее он самый темный предмет на миниатюре.

Получены из голубой ФЦ, оранжевой и белил.

Вывел плащ в темно-серый поблескивающий материал, вообще я не любитель максимально черного в миниатюрах, очень скучный цвет если его писать в чистом виде с минимальным высветлением. На четвертой фотографии как раз тот уровень света. который доступен для черного в реалистичной росписи, у меня же утрировано ярко.

Стоит сравнивать цвет плаща с кольчугой покрашенной сажей газовой, наглядное сравнение комплементарного черного и пигментного. На фото разница едва уловима, в живую намешанный черный выглядит интересней и живей.

Фото этапа и результат состаривания грязью низа миниатюры.

Покрасил в самый темный тон который возможно получить из смеси комплементарной пары, высветлил добавлением белил и капли голубого. Аккуратные блики сделал светло-серого тона, не скатился в этот раз к чересчур белому. В конце запачкал плащ, синию тряпку и белый низу — прошелся по ним разбавленной смесью оранжевого, голубой ФЦ и охры.

Металл

Речь пойдет о NMM, написать о котором подробно я еще не созрел, но постараюсь рассказать основные моменты сжато.

Металл материал с сильным отражающим покрытием, такое слабое зеркало. Отражения это свет отскочивший от ровной поверхности под тем же углом что и вошел в нее, в идеальных условиях ровного зеркала мы увидем зеркальное отражение без искажений, если же отражающая поверхность сложной формы или с не ровной поверхностью — будет сильная дисторсия, вплоть до появления «бассейнов» (запутанное отражение, когда объект может отразиться раздвоенным и соединенным). В росписи металлов на миниатюрах правила построения линейной перспективы не применимы, поэтому приходиться идти на ухищрения рисуя отражения намеками, размытыми пятнами.

Крайне важно понять несколько основополагающих принципов:

  • Степень отражения варьируется, между абсолютно матовым и идеальным зеркалом бесчисленное множество полуглянцевых, но под любым отражающим слоем всегда есть матовая поверхность (в некоторых случаях между ними может быть еще и полупрозрачная прослойка способная преломить свет, например жидкость в бутылке или изумруд) Всякий металлический предмет имеет собственную тень, она лежит на внутренней матовой поверхности, зачастую у полированного металла ее трудно разглядеть — заслоняют отражения окружения.
  • Так как отражения это свет, то белые предметы (испускающие больше света) отражаются лучше чем черные (которые больше поглощают), а абсолютная тьма невидима в отражении. Кстати если вы затрудняетесь определить истинный цвет металла — поднесите черный предмет к поверхности, под его отражением будет виден цвет металла.
  • Отражение всегда темней отражаемого, даже зеркало часть света поглотит.

Для росписи приятного и реалистичного NMM или любого глянца прийдется придумать окружение миниатюры, в какой среде она находиться, и схематически построить отражение этого на металлических деталях. Наличие базы сильно упрощает дело, она дает возможность облегчить придумывания окружения и обосновать некоторые отражения на металле. Изредка становиться возможным вписать отражения частей самой фигурки или базы на отражающих частях.

Стоит так же учитывать тональную и воздушную перспективу, чем дальше отражаемый предмет от «зеркала», тем он размытей и менее насыщенный.

Истинный цвет металла, условной стали примерно темно-серый, в случае золота с легчайшим желтоватым оттенком, а бронзы — красным. Другие цвета, или более яркие и светлые оттенки считываются как цветной глянец. Отрисовывая отражения в цветном металле или глянце надо не забыть что предметы комплементарные по цвету к отражающей поверхности отразятся чуть темней чем остальные, а вот «серый» металл дает зеркало без искажения цвета, как и сам серый цвет.

Белые блики на металле не что иное как отражение источника света, в этой роли выступает солнце (или сразу несколько с разных сторон миниатюры), искусственные светильники или даже просто светящийся проем можно трактовать как источник света (например проем двери в темной комнате или просвет неба в темном, густом лесу). Нельзя найти что-то более яркое чем источники света, особенно если это солнце, даже потеряв каплю силы отразившись в металле они будут слепить глаза, в миниатюре это часто определяет блик как самый яркий тон миниатюры, белые предметы должны бать темней блика. В зависимости от степени отражения материала меняется и интенсивность блика. Поверхность под блик необходимо подготавливать, отрисовывая его ореол, причина этому в микро неровностях поверхности на которых яркий отрадженный блик распространяется в стороны, разрастается.

Свет от точечных источников (OSL) на металлах — в начале рисуешь на матовой подложке свет от дополнительного источника, затем отражение, на котором источник дополнительного может и не быть или появиться немного не в обычном месте.

Надеюсь на примерах чуть понятней выйдет:

Золото

Области выбранные под золотые детали крайне малы, на них вынужденно обрисовываю отражения в крайне упрощенном виде, полная отрисовка запутала бы форму. Такой же подход применим к слишком запутанным формам, иногда правильней отобразить только отражения источников свет, написать блик, проигнорировав остальное окружние.

Охра золотистая, белила, черный и оранжевая использовались для получения этих оттенков.

Выбрал для золота ненасыщенные, но довольно светлые цвета. В крайне малом пространстве показать отражения получиться только введя дополнительный цвет, здесь им выступает оранжевый, который отображает отражения песка базы.

Только в металлах использую сажу газовую, в смеси с белым он дает простой неживой серый — самое то для металла, на контрасте со сложными оттенками черной и белой одежд.

На первых фото забыл покрасить золотую деталь ремня. Фото этапа, стоит обратить внимание и на золотистую гарду и тыльник.

Повторюсь, в своей основе любой глянцевый или металлический материал — обычный матовый, но с глянцевым покрытием. Отрисовывать его проще последовательно, сначала эту матовую основу, а затем сверху набросать отражения.

Фотографии с первой по третью — отрисовка матовой основы, ничего особенного. На четвертой фотке пишу отражения, где светло-желтоватый оттенок для неба, оранжевый под базу (на рукоятке меча практически без оранжевого, база далеко). Последняя, пятая — блики, отражения условного солнца.

Сталь

Цвета получены из белого, черного, голубой ФЦ, оранжевого и охры.

Основа — нейтральные серые из черного с белым, для отражения неба серо-голубой, под отражение земли сероватый желто-оранжевый. Для бликов белый и в подкладку к ним светло-серый.

Первая фото это уже высветленная матовая основа металла, так как цвет стали здесь темно-серый, то контраст между тенью и светом мал. Не стал выделять грани, это бы в будущем запутало, при проработке металлов надо обдуманно ставить блики, то есть просто так подчеркивать грани как у матовых нельзя ни в коем случае. Вторая — отрисовка отражений, взял два своих цвета под окружение (оттенки неба и песка) и прямо поверх базы, разбавленной краской в несколько слоев прорисовал их. Третья это этап подготовки места под блики, ореол от солнца, и четвертая — блики.

Кольчугу конечно стоит писать как упрощенную форму, игнорируя дырки в первом и втором этапах, лишь на третьем в каждой дырочке поставить подмалевок под блик и в конце сам блик. Не надо в каждой одинаковой интенсивности блики ставить, разнообразие здесь только на пользу.

Возле синей ткани делаю небольшой пустой отступ на поверхности кольчуги, там отражается толщина этой темной ткани (т. е. ничего и виден темный локальный цвет металла). От красного кушака лессировкой добавил размытое отражение, особенно активно от его сильно освещенной верхней части.

Шлем интересен отражением тюрбана в нем, внизу сзади. С большинства ракурсов, характерных при осмотре этой фигурки, просто отражение оранжевой земли смотрелось бы нелепо, ведь часть вида загораживает белая тряпка. Поэтому сразу после земли, намеком нарисовал тонкую светло-серую полоску — отражение тюрбана.

Обратите внимание грани перекрещивающихся деталей шлема подчеркнуты не сильно — выделил только обращенные к свету, на которых появляются блики.

Наглядно, как NMM смотрится в динамике

Имитацию металла на таком примитивном уровене — легко красить, по этому в фотках мало фаз, в отличие от матовых материалов и телесного.

Гораздо подробней и понятней пишет про визуализацию металла Скотт Робертсон.

Объяснение металла и глянца как матовую поверхность покрытую отражающим слоем это конечно большая условность, помогающая легче рисовать их. В действительности луч света всегда один, и важно под каким углом он отражается, если поверхность неровная на микро уровне — группа лучей осветивших ее отразиться в рандомном направлении, что интерпретируетьсся как матовая поверхность. Если на микро уровне гладкая, то група лучей отскочит под одинаковым углом, строя в глазу зеркальную картинку того, откуда эти лучи пришли. И конечно поверхность может быть только местами ровная на микро уровне, давая этим полуглянец. В жизни одновременно все протекает, в рисунке только упрощать и разбивать на воображаемые, но удобно воспроизводимые этапы.

Игровая база

Как основу приклеил пробковый лист, срезав его края. Облепил миллипутом для получения аккуратного холмика, материал пробую впервые, до него применял акриловую пасту (не супер, зато дешево). Приклеиваю крупные кусочки битого кирпича, вокруг них — крошку. Обмазываю свободное пространство клеем ПВА и посыпаю содой, она дает отличную фактуру под песок в масштабе. Кистью убираю лишнее, как только подсохнет, и грунтую серым.

Крашу под желто-оранжевый закатный песок, камни черные запекшиеся на солнце.

К этому моменту надоело фотографировать, даже фон лень раскладывать)

Сначала задуваю аэрографом. Охра золотистая как подкладка, оранжевой усиливаю ее тон, затеняю края подставки и камни смесью красной и голубой ФЦ, на камни накладываю немного сажи газовой. Теперь сухой кистью прорабатываю песок смесью охры и белил в пару подходов, камни серо-голубой высветляю. Клею статичную траву (ГВ), тонирую коричневатыми оттенками у корней, после просыхания — сухой кистью аккуратно прохожусь светло-желтым.

Ну и финалочка:

Доработка

Что бы хоть как то обосновать наличие двух одинаковых миниатюр — немного доработал эту фигурку и сделал к ней выставочную подставку. Результатом не совсем доволен, на эскизе выглядело интересней, но пускай пока постоит в столе, через некоторое время посмотрю свежим взглядом и вероятно придумаю что выправить.

Даже сода кажется слишком крупной в имитации песка, вероятно для лучшего результата надо лепить гладкую форму и затем красить ее, рисовать текстуру песка. Пока возился с подставками понял как мне доделать макет ландшафта под Сагу — будет в окружение пустыни, заброшенная деревушка на окраинах Сахары или еще где, покосившиеся домики в дюнах. Потребуется всего домика три вместо необоснованной кучи, десяток пальм и наделать несколько второстепенных элементов.

Работал здесь от темного к светлому, но в настоящее время активно отхожу от этой практики, красить теперь стараюсь от локального цвета, так легче контролировать результат.

Закупился также фанатиками и военачальником на верблюдах, полная коллекция выпускаемого под эту фракцию собранна, осталось покрасить. С посылкой произошла неприятность — заплутала, вместо Росии из Англии вылетала в Штаты, где ее футболили между сортировочными центрами в Атланте, только после жалобы в королевскую почту развернули в нужную сторону. Практически половину экватора прошла, судя по треку.

Спектр, второй пробный покрас

Поработал над другой фигуркой из коллекции черных.

Рассмотреть — раз, два и три.

Сидячий боец с гранатометом показался не лучшим вариантом для размещения на общей подставке, теряется на фоне остальных, туда пойдет другой.

Кожу сделал посветлей и проработанной чем у предыдущего, пробовал чуть зеленоватей оттенки одежды, в целом нормально, но не хватает двух вещей. Первое — не ясно как миниатюры будут смотреться на фоне песка, насколько должен быть ярким и светлым фон, не перетянет ли внимание. Второе — необходимо подобрать модуль в одежде, объединив этим отряд, возможно общий камуфляжный элемент или подобное. Эти проблемы и уточнение композиции отрядной подставки буду решать заранее, в следующий раз сделаю цветовые поиски и набросаю эскиз подставки.

Между прочем количество моделек Спектра в Туле продолжает расти. Огорчает проблема с приобретением 20мм игровых баз к ним, производитель продает отдельно набор по пятнадцать, но расхватывают их моментально, стоит появиться в продаже — два дня и все разобрали.

Попалась на глаза компания выпускающая более современную советскую технику в масштабе 1/56, идеально для недавно вышедших ближневосточных регуляров.

Обзор на Спектр кстати написал.

2018   Спектр

Штурмовики

Доделал последние миниатюры орков что у меня есть, эти ребята в собранном виде ждали покраса год.

Отряд целиком, отдельно фигурка — раз, два и три.

Оркота завершена, больше не будет отвлекать от художки и других игровых проектов. Расписывал через не хочу, времени заняло отвратительно много и что обидно — убирается в ящик, не известно когда выставлю их на стол.

Мыльное фото на память, как и писал — хз что в будущем станет с этим проектом.

Черный и белый

Составил по этим двум цветам обзор, так же как и с синим

Немного физики света

Это два полюса степени отражения материала, черный поглощает подавляющее количество света, а белый — максимально отражает. Между ними бесчисленное количество градаций серого. В идеальном состоянии спектр отражается равномерно, содержат в себе все цвета (следовательно два дополнительных цвета при субтрактивном смешивании дают черный, а в случае аддитивного — белый). Так как белый сильней отражает — цветной свет и рефлексы на нем более выражены (в ситуации когда этот материал не освещен другим источником, тк свет умножается), черный же отражая слишком мало — воспринимается темным пятном при любом освещении.

Глянец заметней на черном, отражения от глянцевого покрытия менее искаженными попадают в глаз и воспринимаются они на контрастном темном фоне. В случае белого со светом от глянца спутывается свет отраженный и самим материалом, на нем отражения различимы лишь в полу-тени и тени. Так же глянцевый черный гораздо темней того же но матового, глянец отражает часть света соответственно материал под ним получается менее освещенным.

Малые изменение в равномерности отражения спектра, появления оттенка другого цвета а этих ахроматических красках — считывается упрощенно как теплый или холодный оттенок серого, при небольшом количестве хроматической краски в смеси трудно или даже не возможно определить ее истинный цвет, только примерное положение на цветом круге.

Существует два способа получения черного — использовать черный пигмент (преимущественно жженая органика), либо смесь двух комплементарных цветов. Дело вкуса каким образом чернить, в любом случае возможно получить качественный результат. Например я предпочитаю в художественных работах второй способ, он дольше, но в результате получаются более живые и разнообразные оттенки темно-серых. Белила получаются только с использованием пигментов (оксиды и сульфаты металлов используются повсеместно, это «металлическая» краска).

Уилкок увы не рассматривает черную краску вообще, зато в его книге получиться подчерпнуть о получении темно-серых из комплементарных.

Ладога

Растяжка от сажи до титановых белил, в конце отдельная плашка с цинковыми.

В этой заметке не рассматриваю цветные серые, только ахроматические получаемые из чистых черного и белого (цветные часть тех цветов из которых намешаны, и должны рассматриваться неотрывно от них, здесь же серые упрощенно считаются либо теплыми, либо холодными). Надеюсь одного взгляда на эти скучные, искусственные пробы достаточно для понимания что в работе над миниатюрой в ахроматические стоит добавлять цветной оттенок (за исключением когда надо отобразить именно искусственность или безжизненность поверхности).

В палитре представлены один черный и два белых. Сажа газовая (p.Bk. 7) названая по наполняющему ее пигменту — выражено матовая краска, укрывистая и естественно сильная (смешивая с другими надо аккуратней, легко перевесит более слабую краску). Конкретный оттенок не смог определить, отсутствуют другие черные для сравнения, в ограниченной палитре удобней воспринимать ее как идеальную, усредненную краску. Она используется для получения двух смешенных красок этой палитры — жженой умбры и сиены, не удивительно что сажа добавляется для получения такой «горелой» краски.

 Присутствует также второй черный пигмент, в имитации умбры натуральной используется смесь желтого с p.Bk 11 (черноватый оксид железа — наверняка чем то другой оттенок дает, чем дали бы желтый и сажа).

Два тюбика белой краски — титановые и цинковые белила. Основная титановая (p.W. 6), укрывистая и предсказуемая в смесях с другими красками, активно используется в смешенных красках этой палитры (часто даже добавляется капля белил для уплотнения тона в синие и фиолетовые). Цинковые (p.W. 4) полу-прозрачны и непредсказуемы (На воздухе портятся, густеют крайне быстро, но сохнут медленно — трудно работать. Это отличается от привычной полимеризации акрила.) Первые хороши в любом случае, вторым же находится применение в тончайших лессировках, когда важно плавный, но не контрастный переход к светлому. Не стоит добиваться яркого белого цинковой краской, слишком много слоев потребуется, что в миниатюре критично и просто долго. По причине значительных времязатрат последнее время не работаю с этими белилами, их полезно применять вероятно только в художественной росписи (хотя проще пользоваться исключиительно титановыми, добавляя медиум когда необходима прозрачность). 

Общепринято, что титановые белила имеют желтоватый оттенок, цинковые — синеватый. Считаю в покрасе миниатюр слишком малы размеры что бы высматривать небольшие изменения в оттенке белого.

Не стоит забывать, что в дешевой «студенческой» Ладоге пигменты скорей всего с примесями, по этому даже титановые белила не столь яркие и укрывистые как у других производителей (Vallejo model color white превосходит их, проверял). Имеет смысл приобрести белила и черные от другой серии красок, например — Мастер-Клас, более качественный акрил от той же Невской Палитры (в наличии два белых и два же черных, но вероятно они глянцевые), или даже иного производителя попробовать, советуют белила Schmincke (немцы).

Белила замечательно подходит для высветления желтых и голубых, это светлые цвета и градиент от них к белому получаеться естественный. Остальные цвета они искажают, особенно темные по своей природе красные и фиолетовый (высветлять аккуратно, на малый диапазон). Черными в принципе нормально затенять все цвета кроме желтого, смесь с которым дает сложный зелёный цвет. В любом случае важна мера, в тех руководствах по покраске с которыми ознакомился — чернят цветные краски всегда по минимуму, что бы не скатиться в слишком темный сероватый оттенок. Добавления в цветную краску черной или белой — обесцвечивает ее в той или иной степени. Особняком стоит светло-серый, высветление им не дает синему превратиться в голубой, а фиолетовым и красно-фиолетовым не скатиться в розовый.

На MV провели сравнение черных от различных производителей.

Тон

Важный вопрос на который надо ответить при росписи миниатюры — какой контраст, тоновая растяжка между светом и тенью объекта? В ахроматических удобней следить за тоном, оттенок краски не отвлекает.

На матовых поверхностях, при условном дневном освещении, работает правило «пол пути до черного», говорящее что тень соответствует тону находящемуся на половине пути от локального тона материала к черному. Стоит запомнить сжатый вывод из этого — белые материалы таким образом внутри себя более контрастны (между светом и тенью длиннее градация серых оттенков), а их тень посветлей чем тень у черных. Черные же противоположное — менее контрастны внутри себя, а их тень по тону близка к максимально темному.

На прищур заметно как черная коробка потеряет обьем, грани же более светлых продолжают считываться. Неправильные для сравнения.

Себе объясняю этот принцип тем, что темные предметы поглощая свет отбрасывают в глаз меньше информации, а человеку трудно разглядывать в темноте (ну или высматривать детали в темном предмете). Если бы мы видели идеально, одинаково при нормальном и слабом освещении, тогда бы было логичней что бы внутренний контраст у разных по тону материалов выглядел одинаковым. Да и в целом тоновая растяжка ограничена двумя конечными точками, и черней черного не сделать, а тогда любой темный материал заведомо не имеет альтернативы для тени, кроме как лишь слегка ее отдалить от локального тона. Белые же и светло-серые имеют простор для тоновой растяжки от света к тени, но слишком темною тень взять нельзя, так как светлый материал и в тени отражает больше света чем темный и должен узнаваться.

Конечно в измененных условиях освещения могут на это добавятся другие факторы, скажем при слабейшем точечном источнике света тени на миниатюре будут стремиться к полной черноте или при близком ярком источнике можно засветить материал, так что его внутренний контраст увеличится. Но всегда в основе удобно искать отношения света к тени по «пол пути до черного», остальные эффекты освещения как бы накладываются поверх. Подробней написанно у Скота Робертсона.

Выше описанное адресовано к матовому материалу, отражающие же представляют из себя тот же матовый объект, но с нанесенной на него условной глянцевой пленкой (различной степени). Надо понять что отражения на глянцевых предметах — обыкновенный свет, который матовый объект отразил бы рассеяно, а глянцевый же слой часть света отразит не рассеяв, построив в глазу смотрящего зеркальное отражения окружения. Отражение представляет из себя свет, таким образом темные поверхности выдающие мало света — хуже отражаются или даже не видны вовсе (под местом где должна бы отразиться черная вещь на самом деле практически ничего не отражается, под этим углом видна именно матовая основа поверхности материала). Кстати отражения всегда чуть темней отражаемого, даже в зеркале, так как хоть маленькая но часть света поглотится зеркалом в себя вместо отражения к смотрящему.

В миниатюре, контрастные жесткие высветленния от черного к белому воспринимаются как глянец поверхности, так как нет иной причины появления белого на черном, кроме как отражения источника света. Правильное расположение, малый размер этих белых бликов, минорные изменения в цвете (например отражения земли и неба) — только усиливают эффект. На страницах Белого Гнома описан подобный принцип. В том же журнале неоднократно предупреждают об опасности перебелить черный, превратить в серый материал.

На все это накалывается ограничение малого размера фигурок, что бы хоть как то выделить мелкую деталь приходиться вопреки теории высветлить ее экстремально. (Мэтт Цексвиш рассказывал — чем меньше деталь на подставке или миниатюре, тем контрастней она должна быть выделена, что бы не потеряться.) Так же с черными граненными объектами например, часто не остается ничего другого кроме экстремального высветление граней для выделения формы.

Композиция

Строгих правил или точно работающих рецептов по подбору цветовых гамм на основе этих цветов не знаю, собрал лишь короткий список из приемов и наблюдений:

  • Лапин подробно описал самый базис черного и белого в композиции, если кратко — черный предметней, а белый это фон и пустота.  Загрунтованные черным миниатюры выглядят перегруженными, белые же смотрятся чище, легче и меньше.
  • Слабо отражающий свет черный и следовательно хуже передающий информацию об обьем — не лучшее решение для детализированной поверхности, окрашенное им рискует выглядеть неразборчивой темной дырой, а попытки исправить это экстремальными высветленниями в той или иной степени уведут общий тон в серый. 
  • Белый и черный проще воспринимать в трех ипостасях: холодный, теплый и нейтральный (прямо из тюбика). Нейтральные отлично подходят для всего синтетического, такого как керамическая броня к примеру. Холодные отображают чистоту, легкую искусственность и небольшую степень отражения, а теплые выглядят натуральными оттенками. В WD на целой странице подробней рассказано о покрасе белого.
  • Оттенком получается разделять одинаковые по тону детали на фигуре, если тон поменять нельзя, а выделить надо.
  • На практике миниатюры хорошо смотрятся растяжка между светом и тенью в которых одна часть цветная, другая ближе к ахроматической — начинает работать контраст по насыщенности. Цветового контраста (это когда в одном материале два разных цвета, разные для света и тени) на матовом материале, при предельно малой площади — не стоит добиваться, все запутывается превращаясь в кашу. Если можно обойтись — лучше чистые цвета, а разнообразия добиваться контрастом по тону и насыщенности (тем более так останется место для маневра другими цветами при старении поверхности). При росписи глянца (NMM) вероятно прийдется вводить новые цвета для отражений.
  • Если упрощать, то цветовой оттенок белого в тени зависит от глобального освещения. Например в солнечный безоблачный день, в тень белого или светло-серых имеет явно выраженный голубоватый тон, так как там освещена голубоватым светом от неба (наверно отразившись многократно, от полного спектра остается больше синей части).
  • Следует избегать максимальных белого и черного в работе, оставляя себе пространство для маневра. Профессиональные покрасчики пишут о использование цвета буквально на каплю темней белого, вместо него же (часто это песочный оттенок). Слишком яркий или темный цвет выглядит не естественно, стоит поберечь его для мельчайших экстремальных высветлений или затенений в редких случаях (NMM)
  • Оба цвета прекрасно работают с металликами. Исключительно хорошо белый сочитается с серебрянкой. По сути серебренная краска это сильно искажающий сероватый глянец, в котором наивысшее светлое отражение чуть темней белого, и следовательно подобрав яркие белила его еще на капельку получится высветлить, либо точней определить светлую зону на металле).
  • Матовый черный крайне нейтральный, невзрачный цвет, за ним закрепленены в основном две ассоциации — деловая строгость и траур. Отдельно выделяется глянцевый черный, сейчас это модный, футуристичный и очень чистый цвет. По этому в миниатюре стараются имитировать именно черный глянец, матовый же в малом масштабе воспринимается грязью (пример миньки ГВ с контрастными высветлениями граней до крайне светлого тона, либо вовсе сочной цветной краской, как в случае некронов и темных эльдар).

Конец

Не все применяю на практике, некоторое ленюсь делать или пока не освоил достаточно (с внутренним контрастом много ошибок). Увы, пока что не понимаю много, особенно о белых тонах.

В интеренете полно заметок о этих цветах, например на MW о черном и белом подробно написанно.

Как же не упомянуть очередную книгу от французского историка-медиевиста:

«Черный. История цвета» Мишель Пастуро. Давно читал — только краткий пересказ.

За черным в древние времена и античность закрепляется ассоциация с мудростью и в меньшей степени трауром (смертью), массово цвет не распространен из-за проблем с закреплением красителя на тканях. Средневековое христианство присвоило ему спектр негативных толкований, отныне это цвет дьявола и библейской тьмы. Черные животные у германских и славянских язычников, вороны и медведи — перестают восприниматься мудрыми, а становятся дьявольскими.

В монашеской среде зарождается спор по отношению к цвету одеяний, белые или черные (темно-серые и грязно-коричневые конечно). Победителем выходит черный, что увеличивает его популярность и возвращает ему статус цвета мудрости, смирения и благоразумия, этот символизм переходит и в геральдику.

Эпоха просвещения сначала сделала его цветом роскоши (черный соболь например), но с развитием методов закрепления красителей на тканях постепенно удешевила перевела его в деловой, цвет униформы чиновников и нуворишей. В те же времена стал выделяться серый, он занял положение между полюсами света и тьмы, став цветом надежды на изменения к лучшему. 

С шестнадцатого по восемнадцатый век благодаря борьбе протестантизма с цветом (точней с привычкой католиков к яркому украшению церквей, и роли цветов в обряде) — черный еще сильней распространился и стал самым популярным в Европе. До сих пор в протестантской среде черный считается наиболее достойным цветом.

Эпоха просвещения принесла новое научное понимание цвета и достижения в красильном деле, интерес к ранее не востребованным цветам забрал у черного изрядную часть популярности, лишь к промышленному времени он опять вернулся, став цветом бедняков (вкусы богатых моментом сместились в противоположное, светлые стали модными).

В наше время, после очередного триумфа в начале двадцатого века (связанного с промышленной революцией и черно-белой фотографией) — стремительно обесценился. Сейчас за ним сохраняется минимум того богатства символов, которые были раньше, теперь это наверно самый нейтральный цвет.

2018   как?   Ладога

Спектр, пробный покрас.

Начал работать над отрядом для Спектра, сделал тестовый подход.

Что бы не зачахнуть пока крашу сложный и объемный кусок последних орков — взялся параллельно за художественную роспись нового проекта. Давно положил взгляд на эти миниатюры, удумал собрать достойно покрашенный набор «черных» на оформленной подставке. Так как и варгейм под них оказалась замечательным — этот же отряд станет основой для игровой коллекции, будет он в качестве элитной группы злых ребят усиливающих крупное подразделение «умеренной оппозиции», которых надеюсь на днях заказать.

Планы и пробная фигурка

Не знал как начать работу, изначальная идея — боевики наступающие в пустыне или разбомбленном городе, что-то вроде такого, только с черными фигурами на светло-желтом фоне конечно. Решил точную композицию искать в следующий раз, и надеюсь придумать что получше, а сейчас на одной из двух лишних фигур подобрать примерную цветовую гамму, проверить как получаться темные одежды.

Поразглядывать — раз, два и три

Черный нравится как вышел, да это больше темно-серый, но зато одежда не сливается в сплошную грязную накидку. Ботинки и гранату сделал темной оливой, думаю подобном цветом буду делать у остальных фигуру некоторые элементы, разгрузку например или отдельный элемент одежды. Кожа получилась ядерной, красил оранжевой смесью из красно-фиолетовой с золотистой охрой, может стоит чуть менее насыщенно и капельку желтей и светлей. В целом конечно необходимо аккуратней красить, особенно с кожей. Для сравнения на боксарте кожа крайне бледная, одежда преимущественно одинаково черная, а ботинки сливаются с песком.

Мне очень понравилось красить подобную фигуру, буквально один сеанс не усердного вечернего покраса и она готова.

2018   Спектр

Капитан Бадрук

Доделал очередного героя орков, бессмысленного и беспощадного.

Не доволен покрасом — ожидал повеселей выйдет, но для стола пойдет. Флэшгитцы наконец полностью собранны, осталось только докрасить штурмбойзов.

Традиционное фото на белом фоне получилось не айс, надо нормальную подсветку.

Ранее Ctrl + ↓